Комплексная система безопасности высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань»

Комплексная система безопасности высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань»

Направление

Проектирование систем автоматизации

Период реализации

2015-2017 гг.

Тема

Концепция построения комплексной системы обеспечения безопасности высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург»

Проблематика

Проектируемая высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва-Казань-Екатеринбург» (ВСМ-2) это инновационный проект, как с функциональной точки зрения (скорость движения грузовых и пассажирских поездов от 250 км/ч до 400 км/ч.), так и с технической.

Объекты транспортной инфраструктуры (безбалластный железнодорожный путь, мосты и эстакады, станции, транспортно-пересадочные узлы, железнодорожная автоматика и телемеханика, связь и энергоснабжение, а также железнодорожные подвижные составы) являются предметом всестороннего мониторинга состояния на протяжении всего срока их эксплуатации.

Управление движением планируется осуществлять с использованием автоматизированных средств радиоблокировки и диспетчерской микропроцессорной централизации. Для безошибочного и мгновенного изменения параметров движения при возникновении опасных ситуаций системы и сети управления движением должны быть гарантированно защищены от информационных атак и постоянно диагностироваться для оперативного переключения на резервные каналы управления при выявлении угроз дисфункций.

Задачи

Разработать общие принципы и направления обеспечения комплексной безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры ВСМ-2, на базе современных научно-технических решений и технологий.

Описание проекта

Комплексная система обеспечения безопасности ВСМ-2 (КСОБ ВСМ-2) предназначена для обеспечения возможности поддержания безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры (ОИ) на уровне, достаточном для осуществления на ней запланированного перевозочного процесса.

КСОБ ВСМ-2 обеспечивает выполнение следующих функций:

  • Обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров и технологического персонала на ОИ ВСМ-2 – за счет автоматического установления и оперативного доведения до служб безопасности и эксплуатационных служб фактов наступления угроз на ОИ ВСМ-2
  • Обеспечение условий минимизации материального ущерба – за счёт автоматизированного обеспечения дежурных, диспетчерских и эксплуатационных служб информацией об опасных состояниях ОИ (ОИЖТ)
  • Предупреждение об аварийно-опасных режимах движения железнодорожного подвижного состава по линейным ОИ (ОИЖТ) ВСМ-2 – за счёт гарантированной автоматической передачи команд и информации дежурным и диспетчерским службам, комплексного информационно-аналитического обеспечения их деятельности
  • Обеспечение своевременной подготовки ВСМ-2 к изменению уровня безопасности ОИ ВСМ-2 – за счет автоматизированных процедур выявления сложных, потенциально опасных процессов и ситуаций, складывающихся стихийно или преднамеренно создаваемых
  • Обеспечение экстренного комплексного реагирования на возникшие акты незаконного вмешательства, аварии и чрезвычайные ситуации на ОИ – за счет автоматизированного оперативного доведения информации о них до подразделений охраны объектов ВСМ-2, внешних служб (МЧС, МВД, ФСБ) и ситуационного центра РЖД

Результаты

Разработана концепция построения комплексной системы безопасности ВСМ-2, получившая положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза»
Разработана составная часть проектной документации ВСМ-2 на участке «Москва-Казань-Екатеринбург» в части создания подсистемы обеспечения информационной безопасности (включая кибербезопасность)