Международные исследования показывают, что геопространственный сектор является одним из ключевых в области цифровых инноваций. Он вносит значительный вклад в ВВП напрямую, позволяет оптимизировать затраты и повысить эффективность работы инфраструктурных объектов разных отраслей экономики.
С начала 2000-х годов за рубежом начали создавать единые централизованные базы дорожных данных и интегрировать множество разрозненных систем автодорожного хозяйства для формирования государственных ресурсов навигационной информации. Среди лидеров можно выделить такие страны, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Франция, Великобритания и США. Эти проекты стали мощным стимулом развития национальных решений по навигации, системы планирования перевозок различных категорий грузов, интеллектуальных транспортных систем и др.
Статьей 10.2. Федерального закона от 14.02.2009 №22-ФЗ «О навигационной деятельности» предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах (далее – ФГИС НАД). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1599 Минтранс России наделен полномочиями оператора ФГИС НАД.
Задачи цифрового картографического обеспечения уже успешно решены на других видах транспорта (внутренний водный и воздушный транспорт) в рамках федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы».
ФГИС НАД призвана обеспечить полноту, точность и актуальность навигационных данных для автомобильного транспорта, интеграцию множества источников, форм и форматов хранения данных, унификацию механизмов их автоматизированного сбора, а также реализацию сервисов предоставления юридически значимых данных в удобных для потребителей форматах.
Повышение доступности, полноты, актуальности и достоверности навигационной информации создаст условия для развития отечественных решений по навигации, снижения издержек, реализации эффективных логистических технологий и создания высокоточных карт для интеллектуальных транспортных систем.