28.03.2024

Судостроение и портовая инфраструктура продолжают динамично развиваться

#Судостроение #Технологии #Импортозамещение #Логистика 

Российское судостроение продолжает уверенное развитие и демонстрирует эффективные производственные показатели, в том числе, благодаря государственным мерам поддержки.

В ходе стратегической сессии о развитии судостроительной промышленности в Правительстве РФ вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что в ближайшее время в России может быть утверждена стратегия дальнейшего развития судостроительной отрасли. Основной акцент, согласно стратегии, планируется сделать на развитии судового оборудования, что позволит формировать добавленную стоимость внутри страны. 

При этом важное значение для реализации потенциала международных транспортных коридоров и развитии логистики в целом имеет модернизация существующих портов и создание новых объектов портовой инфраструктуры.

Ранее Президент России Владимир Путин заявил о необходимости активного наращивания собственных компетенций в области судостроения и добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования. 

Тезисы:

— Заявления главы Правительства РФ Михаила Мишустина в ходе стратегической сессии о развитии судостроительной промышленности:

«Более 100 судов разного назначения построили в РФ в 2023 году.

«В прошлом году было построено более 100 единиц самого разного назначения, в том числе два танкера типа «Афрамакс» на комплексе «Звезда» в Приморском крае, автомобильный железнодорожный паром «Александр Деев» для маршрута между Сахалином и материком на верфи в Комсомольске-на-Амуре, морская платформа с хранилищем сжиженного природного газа для первой очереди проекта «Арктик СПГ-2» на площадке в Мурманской области, также рыбопромысловые, краболовные суда на заводах в самых разных регионах страны», – отметил глава Правительства.

(Исходное сообщение: 26.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20362129 ) 

- В гражданском сегменте в РФ до 2037 года планируется строительство свыше 1,7 тыс. судов.

«Сейчас у производителей портфель заказов растет, что естественно. На текущий момент он превышает 300 морских и речных судов. В перспективном плане до 2037 года предусмотрено строительство свыше 1,7 тыс. единиц в гражданском сегменте», – заявил Михаил Мишустин.

(Исходное сообщение: 26.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20362137 ) 

- Развитию Северного морского пути Российское Правительство уделяет большое внимание.

«В зоне особого внимания Правительства – развитие Северного морского пути», – сказал глава кабинета министров, подчеркнув, что для обеспечения круглогодичной навигации ведется работа по планомерному расширению ледокольного флота. «В ближайшие годы он пополнится еще пятью атомоходами. Один из них – это [атомоход] «Россия», – уточнил премьер-министр.

(Исходное сообщение: 26.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20362637 )

- Предложения по приобретению грузовых судов ледового класса для Северного морского пути будут представлены в Правительство РФ Минтрансом, «Росатомом», Минвостокразвития и Минпромторгом до 1 июля. 

«Для развития целевого грузопотока по Северному морскому пути будут подготовлены и до 1 июля представлены в правительство предложения по обеспечению приобретения грузовых судов ледового класса. Этой работой займутся Минтранс, «Росатом», Минвостокразвития и Минпромторг», – говорится в опубликованном на официальном сайте Правительства РФ поручении премьер-министра Михаила Мишустина.

Кроме того, Минпромторгу, «Росатому» и Минвостокразвития в срок до 30 апреля поручено подготовить и представить в кабмин РФ предложения по обеспечению контроля строительства грузовых судов ледового класса, необходимых для целевого грузопотока.

Также Михаил Мишустин поручил «Росатому», Минвостокразвития, Минфину и Минэкономразвития при ухудшении ледовых условий обеспечить принятие мер по субсидированию ледокольных проводок судов, выполняющих транзитные рейсы с грузами российских компаний в восточном направлении по СМП в период июля – ноября 2024 года.

В целях развития транзитного грузопотока по СМП Правительством поручено подготовить и представить до 30 апреля предложения о приоритетном порядке перевозки грузов из портов Северо-Запада России в порты Азиатско-Тихоокеанского региона в летне-осенний период навигации, а также о необходимых мерах поддержки.

(Исходное сообщение: 27.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20369599 ) 

— В текущем году в планах Росморречфлота предусмотрено превышение показателей 2023 года, рекордного по грузообороту морских портов РФ (+5% к 2022 году, 883,8 млн тонн).

«В целом, на наш взгляд, на загрузку портов и на перевалку в 2024 году будут влиять два основных фактора. Это загрузка текущих мощностей, исходя из выстраивания новых логистических цепочек, исходя из новых рынков сбыта, а также строительство новых специализированных мощностей. И здесь мы рассчитываем на то, что мы выйдем на дополнительные объемы грузооборота и перебьем рекорды прошлого года», – пояснил исполняющий обязанности руководителя Росморречфлота Борис Ташимов.

Борис Ташимов также добавил, что основными драйверами роста грузооборота в 2023 году была перевалка минеральных удобрений и зерна, грузов в контейнерах, а также грузов на паромах и накатных грузов.

(20.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20291719 )

— В 2024 году Росморречфлот прогнозирует рост пассажирских речных перевозок в РФ в 2024 году на 15-17% относительно прошлого года.

«Мы уверены, что потенциал для роста пассажирских перевозок есть, и рассчитываем, что в текущем году речные пассажирские перевозки могут вырасти еще на 15-17%. Также приложим все усилия для увеличения морских перевозок», – сообщил исполняющий обязанности руководителя Росморречфлота Борис Ташимов. 

По словам ио руководителя ведомства, за последние два года спрос на речные путешествия больше всего активизировался на реках Сибири и Байкала. Так, в настоящее время продано около 60% летних круизов по Сибири и 80% – по Байкалу.

Как пояснил Борис Ташимов, ключевым фактором роста пассажирских перевозок на водном транспорте является развитие инфраструктуры. «На сегодняшний день завершено строительство плавучего причала в морском порту Таганрог. В планах - завершение строительства морского терминала в городе Пионерский Калининградской области, морской инфраструктуры для приема и обслуживания яхт в морском порту Геленджик, морского пассажирского терминала в бухте Вилючинская, Камчатский край», – уточнил Ташимов.

(Исходное сообщение: 20.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20291649 ) 

— ОАО «РЖД» в 2024 году планирует инвестировать 45 млрд рублей в развитие железнодорожной инфраструктуры на ближних и дальних подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. 

В ходе послания Федеральному собранию РФ в феврале 2024 года глава государства Владимир Путин заявил, что России предстоит наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, что позволит активно использовать портовые мощности Азовского и Черного морей.

«В ближайшие годы предусматривается продолжение реализации мероприятий на ближних и дальних подходах к портам Азово-Черноморского бассейна в составе инвестиционных проектов «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», «Строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский – Курдюм», «Электрификация участка Ртищево – Кочетовка (специализация под грузовое движение)». На реализацию указанных проектов в 2024 году предусмотрены инвестиции в размере 45 млрд рублей», – сообщает пресс-служба РЖД.

(Исходное сообщение: 21.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20307941 ) 

— В рамках реализации проекта «Восток ойл» компания «РН-Ванкор» (входит в «Роснефть») приступила к возведению крупнейшего в России нефтеналивного причала на терминале в порту «Бухта Север» в Енисейском заливе Карского моря.

Как отмечает «Роснефть», нефтеналивной терминал является ключевым объектом нового морского порта «Бухта Север», призванного обеспечить перевалку нефти с месторождений проекта «Восток ойл» для ее транспортировки по Северному морскому пути в порты мира.

По данным компании, на этом этапе «РН-Ванкор» осуществляет дноуглубительные работы и укрепление береговой линии протяженностью 335 м на одном из двух нефтеналивных причалов. Кроме того, предстоит изготовить около 400 крупногабаритных свай диаметром свыше 2,5 м и общим весом более 100 тыс. тонн для нового строящегося причала. 

Проектом предусмотрено возведение целого комплекса причальных сооружений, включающих два нефтеналивных, два грузовых причала и причал для портового флота общей протяженностью почти 1,3 км, - сообщает «Роснефть». «Также запланировано строительство объектов инфраструктурного обеспечения порта «Бухта Север», включая административно-бытовой корпус, контрольно-пропускной пункт, ремонтно-механические мастерские, базы хранения МТР, трансформаторные подстанции и иные сооружения», – говорится в сообщении.

(Исходное сообщение: 19.03.24, https://tass.ru/ekonomika/20282219 )

— Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (АО «ОСК») Андрей Пучков:

«Перед нами стоят очень масштабные задачи – нам нужно обеспечить кратное повышение роста выпуска нашей продукции: кораблей и судов различного назначения. Для этих целей предстоит провести серьезную модернизацию существующих мощностей. Кроме этого, мы рассматриваем вопрос строительства новых верфей и разбираемся с повышением производительности труда, большое внимание будем уделять развитию кадрового потенциала».

(Исходное сообщение: 27.03.24, https://t.me/aoOCK/9382 )