11.12.2018
Цифровизация на транспорте
Цифровая трансформация стирает границы видов транспорта
Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»
Создание ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (соглашение об учреждении ассоциации было подписано при участии ОАО «РЖД» на ПМЭФ-2018. – Ред.) – это важный этап, на котором произошло объединение ключевых игроков транспортной отрасли.
Необходимо отметить, что процессы цифровой трансформации транспортной отрасли и объединение компетенций участников рынка проходят при поддержке государства.
Совместными усилиями члены вновь созданной ассоциации будут транслировать регулятору инициативы по нормативно-правовому обеспечению и стандартизации безопасного применения цифровых технологий на транспорте. Основная задача, которую должна решать ассоциация, – это интеграция создаваемых решений лидеров отрасли в единое цифровое доверенное пространство для создания безопасных сервисов, интеграция в «Единую цифровую платформу транспортного комплекса РФ». Объединение будет происходить на основе единых стандартов и правил цифрового взаимодействия участников транспортно-логистических процессов.
Для транспорта наступило время цифровых экосистем и объединённых платформенных решений. Создание ассоциации подразумевает под собой официальное признание участниками начала работы по взаимному оказанию цифровых сервисов в формате В2С, В2В и B2G. Новые электронные услуги, созданные на основе партнёрских сервисов, будут представлены на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях. Простым примером таких услуг с использованием цифровых сервисов является организация смешанных пассажирских перевозок. Использование различных проездных документов является неудобным, решить проблему поможет внедрение единого электронного билета, который включает в себя полный маршрут следования и справочную информацию о данном маршруте.
Это интересно и пассажиру (повышение качества и доступности транспортных услуг), и бизнесу (использование единой системы продаж), и государству (получение аналитических срезов по объёмам пассажиропотока). Однако данную услугу не может предоставить только один участник транспортной отрасли, такие услуги формируются на основе взаимного оказания цифровых сервисов партнёрскими организациями. Одним из примеров цифрового сервиса является единая транспортная накладная в электронном виде, которая позволит вести безбумажный документооборот при осуществлении мультимодальных грузовых перевозок. Она также будет важной составляющей smart-контрактов, заключаемых участниками процесса перевозок на мультимодальной бирже грузов.
ОАО «РЖД» – это безусловный лидер в области железнодорожных перевозок на всём пространстве ЕАЭС. Уже созданные ОАО «РЖД» цифровые решения показывают свою масштабность и эффективность. Однако если раньше было разделение участников транспортного рынка по видам транспорта, то сейчас процессы цифровой трансформации стирают эти границы. Невозможно создать «Единую цифровую платформу транспортного комплекса РФ только на основе какого-то одного вида транспорта. Платформа ОАО «РЖД» обязательно станет неотъемлемой частью базиса цифрового взаимодействия транспортной отрасли. «Единая цифровая платформа транспортного комплекса РФ» будет строиться на основе объединения платформ лидеров отрасли с учётом единых стандартов и правил взаимодействия. Эти стандарты установит регулятор при реализации направления «Цифровой транспорт и логистика» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Доступность, качество, надёжность и безопасность – вот основные принципы, на которых будет строиться «Единая цифровая платформа транспортного комплекса РФ». Являясь экспертом в области безопасности на транспорте, мы вносим в общую копилку создаваемой доверенной цифровой среды взаимодействия свои компетенции. Таким образом, вступая в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика», «ЗащитаИнфоТранс» планирует вести работу в области разработки новых безопасных сервисов для государства и бизнеса, внедрения новых механизмов цифровой экономики в транспортной отрасли, создания единых стандартов информационного взаимодействия на транспорте. Например, мы уже разработали проект единого стандарта транспортной телематики. Телематические платформы позволят создать умную инфраструктуру и запустить беспилотный транспорт.
Источник: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1424960