Несколько дней осталось до выборов мэра Москвы. Москвичи серьезно готовятся к этому мероприятию – от того, каким будет руководство столицей, зависит, какой будет Москва. А нам в ней жить. Своими мыслями на этот счет делится генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов.
– Илья Владимирович, вы ведь родились не в Москве? Как у вас формировалось отношение к городу, что сразу же поразило воображение?
– Я родился на Балтике, студенчество провел в Северной столице, и они, бесспорно, дорогие для меня места, но Москва – совершенно особенный город. Уже долгое время это мой дом, дом, где появилась семья, где родились и растут наши дети. Я люблю этот город за энергию и возможности, которые она дает, а Москва, как мне кажется, отвечает взаимностью, каждый день открываясь для меня с нового ракурса.
Что поразило на начальном этапе? В первую очередь, масштаб – причем, как в хорошем, так и не очень смысле. Когда поездка из аэропорта занимала больше времени чем сам перелет, нужно было проявить изрядную долю выдержки. А еще, Москва конца 90-х – начала 2000-х выглядела не самым ухоженным и уютным местом.
– Сейчас картина сильно поменялась?
– Без сомнений, и уверен, что любой, даже закоренелый скептик, с этим согласится.
Сергей Семенович недавно озвучивал цифры по нашему транспортному сегменту: за последнее десятилетие построено около 80 новых станций метро, идет проектирование и строительство еще такого же числа новых станций, появились МЦД, МЦК, БКЛ. Если раньше самым надежным способом попасть в аэропорт был Аэроэкспресс, то на днях метро уже открывается в аэропорту Внуково. В транспорте везде – и навигация удобная, и зарядка, и Wi-Fi, и даже проход по биометрии.
Автодороги столицы, несмотря на постоянный рост автопарка, перестали каждый день оказываться в состоянии «10 баллов». Появились Московский Скоростной Диаметр, хорды и другие вылетные магистрали, которые заметно сокращают время в пути. Индивидуальный транспорт легко и удобно взять в шэринг – от самоката или велосипеда до легковушки или грузовика.
Городской транспорт преобразился и вместо «сильно уставших» переполненных маршруток появились современные бесшумные трамваи и электробусы. В них продуманный интерьер, кондиционеры и даже место для детской коляски и велосипеда не забыли. По Москва-реке вдоль нашего офиса стал ходить речной трамвай – новый вид городского транспорта Москвы. Транспорт формирует город и влияет на его удобство для жизни.
А еще в городе хорошенько прибрались, в центре кабели от электрических, телефонных и других сетей протянули под землей, избавились от рекламных растяжек. Многочисленные лесопарки, скверы и парки привели в такое состояние, что хочется провести выходной в городе, и ведь действительно, качество жизни от этого принципиально изменилось, причем для многих жителей.
– ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» – предприятие федерального уровня, подведомственное Минтрансу России. Как ваши проекты вписываются в столичный транспортный комплекс?
– Практически любой федеральный проект, в том числе и реализуемые на нашем Предприятии, непосредственно встраиваются в информационный ландшафт столицы. Москва является крупнейшим и без преувеличения наиболее активным и требовательным потребителем всех новых транспортных технологий. Адаптированные для Москвы решения зачастую идут в тиражирование на регионы.
В качестве одного такого примера можно привести внедрение электронных путевых листов на основе Государственной Информационной Системы Электронных Перевозочных Документов (ГИС ЭПД), где в авангарде всей отрасли выступил столичный ГУП «Мосгортранс», первым оформивший путевой лист в июне этого года. Наше предприятие выступило разработчиком ГИС ЭПД по заказу Минтранса России, а также участником ее внедрения совместно с ФНС России, Минцифры России и МВД России.
Москва – это еще и 4 крупных гражданских аэропорта, являющихся базами для десятка российских авиакомпаний. В «антисанкционном» портфеле Предприятия – разработанная под эгидой Индустриального Центра Компетенции (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений «Авиационный транспорт», и в настоящее время эксплуатируемая информационная система «Авиационная сервисная платформа». Система, которую в прессе назвали «авиационным SWIFT», реализует сервисы обмена авиационными сообщениями, аналогичные решениям SITA и ARINC, ушедшим с российского рынка, и обеспечивает защищенный информационный обмен для российских авиапредприятий при выполнении внутренних и отдельных международных рейсов.
Хочу также обозначить еще одну перспективную тематику, работа над которой ведется в настоящее время – это система планирования транспортных средств и водителей с использованием технологий дискретной оптимизации и машинного обучения. Накопленный опыт реализации аналогичных систем для авиатранспортных предприятий позволяет нам адаптировать подход для решения задач городского пассажирского транспорта в кратчайшие сроки.
– Думаю, не нужно спрашивать вас, пойдете ли вы на выборы. Но если бы вам пришлось одной фразой объяснить, для чего нужно пойти, что бы вы сказали?
– Я хочу, чтобы мои дети и дети моих детей жили в комфортной и современной городской среде нашей столицы, а то, какой она будет, зависит сейчас от наших текущих решений.