Мероприятие прошло в рамках XVI Международного Форума и Выставки «Транспорт России». Организатором конференции выступила Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Представители государственных органов власти, общественных организаций, бизнеса обсудили построение современной системы государственного контроля управления безопасностью на транспорте с использованием цифровых технологий.
Среди вопросов, которые были подняты в ходе дискуссии – проведение анализа данных с использованием искусственного интеллекта в целях предотвращения происшествий на транспорте, интеграция информационных технологий, применение дистанционного метода контроля, работа с государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), возможности официального интернет-портала государственных услуг.
Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов в своем выступлении отметил, что 2022 год для Предприятия – это, безусловно, год ГИС ЭПД. Минтранс России, являясь оператором Системы, провел масштабную работу совместно с ФНС, Минцифры, МВД, РТН, операторами ЭДО и бизнес-сообществом рынка автоперевозок, чтобы 1 сентября Система была полностью запущена в эксплуатацию. На данный момент Система работает с тремя видами документов на автомобильном транспорте, наиболее значимым из которых является электронная транспортная накладная. Разработчиком Системы выступило подведомственное Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Спикер провел аналогию с авиацией – по его мнению, внедрение электронного билета было столь же значимым событием для рынка пассажирских авиаперевозок, каким сейчас представляется внедрение электронных перевозочных документов для грузовых автоперевозок. Процесс внедрения электронных билетов в авиации был достаточно длительным, а массовый переход на электронные билеты начался лишь спустя 10 лет после появления первого электронного проездного документа и после выпуска соответствующей рекомендации IATA. Успешной адаптации технологии способствовали взрывной рост интернет-продаж в конце 2000-х и значительно более низкая стоимость электронного билета по сравнению с бумажным – более чем в 10 раз.
«Переход существенно отразился и на самих авиакомпаниях, изменив их процессы учета доходов, регистрации пассажиров, системы продажи. Сегодня, выбирая кресло перед вылетом в своем мобильном телефоне или сдавая багаж на автоматической стойке drop-off, мы даже не задумываемся, что эти технологии стали возможны лишь благодаря электронному билету», – подчеркнул спикер.
Государственные и контрольные органы, по мнению Ильи Перевалова, также выиграли от перехода на цифру, в частности, дав старт развитию систем предварительного информирования, APIS-систем, примером которой в нашей стране является ЕГИС ОТБ – Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. Это уникальный проект, основа единого и защищенного закрытого информационного пространства в области транспортной безопасности. Уже более 10 лет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» является уполномоченным Президентом Российской Федерации разработчиком и эксплуатантом ЕГИС ОТБ. Данные о пассажирах стали доступны для глубокого анализа и выявления различных рисков без необходимости физического присутствия на объектах инфраструктуры, то есть дистанционно.
Перспективными направлениями развития дистанционного контроля на базе ЕГИС ОТБ могут стать системы видеонаблюдения, технические средства контроля на пунктах досмотра, видеорегистраторы, системы контроля и управления доступом.
Говоря непосредственно о ГИС ЭПД, Илья Перевалов подчеркнул, что для успешной адаптации технологий в бизнес-среду было принято решение о взаимодействии грузоотправителей, грузоперевозчиков, грузополучателей, фрахтователей, фрахтовщиков с системой не напрямую, а через уже имеющуюся инфраструктуру операторов электронного документооборота (ЭДО).
Доступ органов исполнительной власти к сведениям из перевозочных документов осуществляется посредством всевозможных инструментов Электронного Правительства, таких как СМЭВ и НСУД, а также личных кабинетов сотрудников на портале ГИС ЭПД с использованием ЕСИА. В самой системе за счет использования данных иных федеральных органов исполнительной власти и за счет технологии витрин данных НСУД были реализованы дистанционные автоматические контроли. Например, система автоматически получает и верифицирует сведения о регистрации транспортного средства или о водительском удостоверении и многие другие.
Илья Перевалов предложил рассмотреть возможные сценарии будущего с использованием электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте. Копии электронных документов, по его мнению, могут храниться либо на борту транспортного средства, либо в приложении водителя и обновляться по мере присутствия мобильной публичной или технологической связи из доверенного источника – ГИС ЭПД. Данные, присутствующие в документах, могут быть получены дистанционно из ГИС или считаны с проезжающего транспортного средства техническими средствами, затем проанализированы в информационных системам контрольных ведомств совместно с другими документами по транспортному средству и лицам, им управляющими. Будут учтены накопленные данные, такие как различные рейтинги и статистика, например, озвученный Минтрансом «рейтинг перевозчика», а также появится возможность перехода от сплошного контроля к работе «с отклонениями», когда время инспекторов будет расходоваться на фактический досмотр тех транспортных средств и грузов, где будет выявлены несоответствия. А это может полностью изменить сложившиеся принципы работы и объем проводимых проверок для отрасли грузового автотранспорта.