28.09.2022
Цифровизация на транспорте

Участники Digital Aviation & Travel Forum: наступает третья эра гражданской авиации

Эксперты, принявшие участие в состоявшемся в Москве Digital Aviation & Travel Forum, обсудили вопросы, которые стоят на повестке дня у представителей двух взаимосвязанных отраслей – авиационной и индустрии путешествий, главный из которых – как повлияет на рынок авиаперевозок ускоренный переход гражданской авиации на российское программное обеспечение, насколько масштабными будут изменения?

Говоря о цифровых трендах в организации воздушного движения и обеспечении полетов пилотируемой и беспилотной авиации, заместитель генерального директора компании «Азимут» Виктор Соломенцев заявил, что наступает третья эра гражданской авиации, которая на основе новых цифровых сервисов сможет перевести на новый уровень и объединить в общем воздушном пространстве коммерческую авиацию, беспилотники и – в более далекой перспективе – суборбитальные воздушные средства.

Спикер рассказал о том, что российские авиакомпании планируют восстановить работу системы передачи текстовых сообщений между самолетом и диспетчерами ACARS, с которой сейчас могут работать только иностранные перевозчики, после того как глобальные провайдеры ACARS перестали оказывать услуги отечественным авиакомпаниям из-за санкций. По его словам, «Азимут» уже провел успешное тестирование работы ACARS с помощью своих наземных станций с «Аэрофлотом». 

Заместитель директора по развитию компании «Сирена» Иннокентий Баскаков рассказал о системе MixVel, предназначенной для поэтапной замены глобальной распределительной системы (ГРС) «Сирена». Система уже сертифицирована и работает, к ноябрю ожидается миграция всех онлайн-тревел-агентств на отечественное решение. На следующем этапе планируется агрегация контента нового формата дистрибуции. Кроме того, по словам спикера, расширяются возможности виртуального интерлайна и продажи комбинированных билетов нескольких авиакомпаний в одном заказе, планируется развитие продаж мультимодальных перевозок.

Главный инженер проектов Дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Олег Андрианов напомнил, что ранее информационное взаимодействие в гражданской авиации строилось на базе сетей западных провайдеров, таких как ARINC и SITA. В настоящий момент ARINC прекратил предоставление услуг на территории Российской Федерации. SITA приостанавливает предоставление услуг, в том числе это касается внутренних рейсов.

Текущая ситуация обязывает отрасль принять меры по обеспечению безопасного, контролируемого и прогнозируемого информационного обмена средствами программного обеспечения, разработанного российскими компаниями. ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» по поручению Министерства транспорта Российской Федерации разработало отраслевую систему информационного взаимодействия участников воздушных перевозок – Информационную систему «Авиационная сервисная платформа».

На первом этапе реализации проекта, в 2022 году, предполагалась разработка системы с минимальной функциональностью передачи сообщений (замена минимальной функциональности SITA/ARINC по передаче трафика, для трафика РФ). Этот этап успешно завершен. Сейчас идет работа по пилотированию решения с крупнейшими авиакомпаниями и подключение аэропортов.

На следующих этапах (2023 – 2024 гг.) будут разрабатываться группы модулей для построения системы сбора статусов обработки багажа, системы поиска утерянного багажа (включая интеграцию с международными системами и АП), а также группы модулей для построения системы управления, сбора, анализа и агрегации трафика БОРТ-ЗЕМЛЯ.

Олег Андрианов также рассказал о создании Web-портал «Рейтинг пунктуальности авиакомпаний». До введения западных санкций против Российской Федерации аэропорты, авиаперевозчики и аналитики в области гражданской авиации использовали аналитические платформы Flightstats и Flight database and Statistics, разработанные британскими компаниями Cirium (RELX Group) и OAG, которые предоставляли им отчеты и рейтинги пунктуальности с целью проведения анализа и оценки качества оказания услуг, эффективности деятельности, а также построения маркетинговых прогнозов, стратегии ведения бизнеса.

После введения санкций российские авиаперевозчики и аэропорты были исключены из мировых рейтингов, что лишило их ключевого инструмента оценки эффективности своей деятельности. Аналогичные сервисы в Российской Федерации отсутствуют. Поэтому было принято решение создать Web-портал «Рейтинг пунктуальности авиакомпаний».

Данный проект реализуется в рамках работ по внедрению ИС «Авиационная сервисная платформа» ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» совместно с авиакомпаниями «Аэрофлот», «S7 Airlines», «Нордстар», «Ямал», а/к «ЮТэйр». В настоящее время ведется работа над пилотным макетом системы для ее демонстрации и проверки на основе данных по выполненному расписанию авиакомпаний-партнеров.