Расширение высокотехнологичного инфраструктурного пространства – важнейший фактор социально-экономического развития России
19.09.2022

Расширение высокотехнологичного инфраструктурного пространства – важнейший фактор социально-экономического развития России

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» выступило официальным партнером прошедшего в Москве седьмого Форума «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта». Представители предприятия приняли участие в деловой программе мероприятия.

Вопросы, вызвавшие живую дискуссию профессионалов в области ИТС, касались развития транспортной отрасли России при условии использования лучших отечественных решений и технологий, проведения стандартизации ИТС, подготовки кадров для успешной работы в этом направлении. На форуме были представлены лучшие отечественные разработки, обсуждались такие вопросы, как безопасность критической информационной инфраструктуры и транспортная безопасность, технологии информационного моделирования в дорожной отрасли, цифровизация пассажирских перевозок и многие другие.

Как отметил в своем приветственном слове первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, расширение высокотехнологичного инфраструктурного пространства России является сегодня по-настоящему судьбоносной темой в социально-экономическом развитии страны.

Первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы Российской Федерации Сергей Тен напомнил о том, как начиналась цифровая эра транспорта, когда произошло первое знакомство с новыми для России идеями, технологиями, решениями. Прошло не так много времени, а функционирование отечественной транспортной отрасли без использования цифровых технологий сегодня немыслимо, существует огромный потенциал этого направления.

В своём докладе заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников отметил, что цифровая трансформация отрасли – это поистине грандиозная задача, поставленная государством, и уже сейчас Федеральное дорожное агентство реализует масштабные проекты в этой сфере. «Мы обеспечили принципиально новый качественный уровень предоставления государственных услуг. Преимущественно используются отечественные и импортонезависимые решения, внедряются технологии искусственного интеллекта и информационного моделирования», ‒ отметил руководитель цифровой трансформации Росавтодора.

В текущем году Росавтодор активно включился в работу по применению технологий искусственного интеллекта. По итогам работы будет сформирован цифровой двойник, который с помощью обученной модели будет участвовать в формировании перечня необходимых мероприятий по БДД. Еще одной областью применения элементов искусственного интеллекта является анализ сметной документации.

Президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев сообщил о проектах Ассоциации и взаимодействии с ведомствами и бизнес-сообществом, а также работе центра компетенций интеллектуальных транспортных систем.

«Взаимодействие специалистов ассоциации с разработчиками решений в области ИТС, руководителями региональных ведомств, коллегами, кто внедряет интеллектуальные транспортные системы и сервисы для пассажиров способствует реализации различных проектов. Сотрудничество и активная совместная работа с Министерством транспорта, Росавтодором, ассоциациями и профильными институтами, а также проведение курсов повышения квалификации дадут еще больший импульс для решения отраслевых задач», — прокомментировал Антон Журавлев.

Ключевым вопросом для обсуждения на заседании стал вопрос импортозамещения в области ИТС. В ходе дискуссии руководитель Отраслевого Центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Половников подчеркнул, что работа в рамках ОЦК дает возможность на новом качественном уровне организовать анализ уже используемого ПО в отрасли, выделить уникальные отраслевые решения, запустить процесс накопления знаний и опыта в части миграции с иностранных решений на аналогичные решения российских производителей.

В круг задач Центра, по словам спикера, вошла оценка уровня и профиля применения зарубежного программного обеспечения отраслевыми предприятиями и организациями, оценка критичности зависимости от зарубежного ПО, выработка оптимальных мер по снижения этой зависимости, поддержка предприятий отрасли в целенаправленном переводе бизнес- и технологических процессов на автоматизацию средствами отечественного ПО.

Во время сессии «ИТС России: лучшие отечественные решения и технологии» советник генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Дмитрий Горшков отметил, что на сегодняшний день актуален вопрос разработки Системы управления учетными данными безопасности (СУУДБ).

По мнению спикера, необходимым условием реализации стратегических планов Российской Федерации по созданию беспилотных транспортных коридоров (БТК) и организации трансграничного движения с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) является разработка оптимальной архитектуры системы управления учетными данными безопасности информационного обмена (СУУДБ) между ВАТС и элементами ИТС (V2X) на БТК при условии использования отечественных алгоритмов и методов защиты информации. В эту работу включились специалисты ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», которыми было разработано техническое задание на создание научно-технического обеспечения защиты информационного обмена и архитектуры СУУДБ.

О том, как реализуются требования Федерального закона 187-ФЗ «О безопасности КИИ», который определил направления работ в области КИИ в 13-ти основных сферах экономической деятельности, в том числе на транспорте, в ходе сессии «Безопасность критической информационной инфраструктуры и транспортная безопасность» рассказал директор Дирекции по информационной безопасности ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Зеленый.

Из проведенного анализа, по словам спикера, следует что значительная часть субъектов РФ не выполнили требования закона в отношении региональных организаций, учреждений и предприятий сферы транспорта; есть министерства транспорта и дорожного хозяйства субъектов РФ, которые не смогли (или не приступили) определить субъекты КИИ в транспортной сфере; очевидно, что отсутствует должная координация в вопросах обеспечения безопасности КИИ в государственных и муниципальных органах исполнительной власти субъектов РФ; на лицо – недостаточное ресурсное обеспечение (кадры, бюджет).

Организатором Форума «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта» выступила Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта».