27.06.2022

Новая реальность гражданской авиации: проблемы и решения

Участники Международного авиационного инновационного форума (МАИФ 2022), организатором которого выступило АО «Региональный информационно-вычислительный центр «Пулково» (РИВЦ-Пулково), обсудили наиболее актуальные для авиационной отрасли вопросы: преодоление последствий пандемии и западных санкций для развития ИТ-индустрии; повышение эффективности процессов наземного обслуживания воздушных судов; новые решения для обслуживания пассажиров; автоматизация производственной и коммерческой деятельности авиакомпании.

На дискуссионной площадке МАИФ 2022 в режиме онлайн собрались представители авиакомпаний и аэропортов, государственных органов власти, ИТ-компаний, отраслевой науки, производители оборудования. Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько направил приветствие в адрес форума, в котором отметил:

«Автоматизация бизнес-процессов и уровень внедрения цифровых технологий оказывает большое влияние на результаты работы предприятий гражданской авиации. С ростом авиаперевозок постоянно увеличивается и необходимость применения новых технологических решений, которые позволяют сокращать ручную обработку информации, уменьшать количество бумажных документов, повышать скорость и эффективность принятия управленческих решений.

Всё чаще появляются примеры того, что решения отечественных производителей не только не уступают, но зачастую и превосходят зарубежные аналоги по быстроте внедрения и эффективности использования. В условиях сложной геополитической ситуации задачи импортозамещения становятся важнейшей частью государственной политики».

Генеральный директор РИВЦ-Пулково Глеб Головченко задал тон дискуссии, обозначив основные вызовы, на которые предстоит ответить отрасли: западные санкции; закрытие воздушного пространства недружественных стран; приостановка лизинга и арест воздушных судов; отключение информационных систем западных вендоров; хакерские и DDOS атаки на Интернет ресурсы России; прекращение поставок и поддержки компьютерной техники западного производства.

Первый заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Дмитрий Смирнов, выступая с докладом на тему «Импортозамещение и безопасность информационных систем и сервисов авиационной отрасли в рамках решения задач цифровизации», подчеркнул, что среди используемых в авиационной отрасли информационных систем есть критичные решения, от которых в принципе зависит возможность выполнения авиаперевозок. К таким решениям относятся в том числе система информационного взаимодействия (авиационная телеграфия), система цифровой связи земля-воздух-земля, системы планирования полетов, розыска багажа, бронирования и продажи авиабилетов. Ряд из них, по словам спикера, не имеет отечественных аналогов.

Главная задача при организации процесса импортозамещения критически важных информационных систем и сервисов в авиационной отрасли, по мнению Дмитрия Смирнова – это концентрация усилий, работа в кратчайшие сроки, исключение распыления ресурсов. Новая реальность требует применять самые современные международные стандарты и цифровые технологии, не ориентируясь при этом на устаревшие западные аналоги.

Спикер напомнил, что ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» назначено Приказом Министра транспорта Российской Федерации Отраслевым Центром компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли. Отраслевой Центр может стать эффективным механизмом по вовлечению отрасли в реализацию мероприятий по импортозамещению и координации усилий в разработке и внедрении российских программных продуктов для авиационной отрасли.

Тему организации импортозамещения критически важных решений продолжил главный инженер проектов Дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Олег Андрианов в своем выступлении, посвященном созданию российской сети передачи авиационных сообщений. Исторически сложилось, что информационное взаимодействие в гражданской авиации строилось на базе сетей западных провайдеров, которые на сегодняшний день приостанавливают оказание услуг. Текущая геополитическая ситуация обязывает отрасль принять меры по обеспечению безопасного, контролируемого и прогнозируемого информационного обмена средствами программного обеспечения, разработанного российскими компаниями.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» разработало отраслевую систему информационного взаимодействия участников воздушных перевозок – Информационную систему «Авиационная сервисная платформа», сообщил спикер. Согласно концепции создания системы, после внедрения все внутренние воздушные перевозки будут обслуживаться с использование этой платформы, а для обеспечения международных рейсов будут реализованы шлюзы к сетям иностранных провайдеров. В настоящий момент ведутся работы по созданию такого шлюза.

С точки зрения государственной важности система обеспечит непрерывность внутренних авиаперевозок, суверенитет над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок и, конечно, информационную безопасность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, подчеркнул Олег Андрианов. Авиакомпаниям и аэропортам она позволит снизить последствия санкционных рисков и зависимость от волатильности валют.

Современная архитектура системы, широкие функциональные возможности, а также централизованная, защищенная система передачи данных – эти характеристики полностью соответствуют современным отраслевым ИТ-трендам.

Дорожная карта проекта разделена на четыре фазы. На первом этапе, в 2022 году, предполагалась разработка системы с минимальной функциональностью передачи сообщений (в т.ч. багажных сообщений в аэропорты, обработка трафика ACARS). Этот этап успешно завершен. Сейчас идет работа по пилотированию решения с крупнейшими авиакомпаниями и подключение аэропортов.

На третьем и четвертом этапах (2023 – 2024 гг.) будут разработаны группы модулей для построения системы сбора статусов обработки багажа, системы поиска утерянного багажа (включая интеграцию с международными системами), а также группы модулей для построения системы управления, сбора, анализа и агрегации трафика ACARS.

Телеграфия является ключевым информационным процессом для обеспечения авиаперевозок, резюмировал спикер.