Реализацию проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» обсудили участники конференции «Цифровая индустрия промышленной России»
03.06.2022

Реализацию проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» обсудили участники конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Реализацию проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» обсудили участники конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

В Нижнем Новгороде состоялась VII ежегодная конференция «Цифровая индустрия промышленной России». «ЦИПР» является уникальной площадкой, где в диалоге власти, крупного бизнеса и IT-специалистов отбираются решения для дальнейшего масштабирования во всех отраслях экономики.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко совместно с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным осмотрел выставочную экспозицию конференции.

«В этом году “ЦИПР” проходит в условиях открытия новых возможностей. В диалоге представителей власти, ведущих отраслей промышленности, разработчиков и стартаперов возникнут важные решения, которые позволят исполнить поручение Президента: к 2025 году компании с госучастием должны перейти на российское ПО. Времени остаётся мало. Хорошая новость, что у нас уже есть компании в промышленности, которые полностью импортозаместились. И много тех, кто успешно проходит этот процесс. Но особенно хорошие результаты в ERP-системах, где до 80% решений – российские. Но есть направления, где сейчас необходимо сильно ускоряться и создавать технологическую независимость и суверенитет. “ЦИПР” даёт для этого уникальную возможность», – сказал Дмитрий Чернышенко.

В рамках «ЦИПР» состоялась панельная дискуссия «Цифровая трансформация на транспорте: российские решения и инициативы бизнеса». Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов в ходе панельной дискуссии отметил: «Цели цифровой трансформации на транспорте, определенные принятой Правительством России в конце прошлого года Стратегией до 2030 года, остаются неизменными. Мы ведем системную работу по 6 проектам и 3 ключевым инициативам, чтобы обеспечить повышение качества, надежности, безопасности и комфорта поездок людей и доставки грузов. Видим, что транспортные компании и ведущие цифровые экосистемы продолжают развивать сервисы, предлагая новые российские решения на замену сервисам, которые ушли. Важно, что темп работы не снижается».

Одной из инициатив в рамках Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли является «Зеленый цифровой коридор пассажира». Ее реализация позволит обеспечить любую поездку внутри России всеми видами транспорта без обязательного предъявления документов, использования наличных денег и с учетом всех имеющихся льгот у пассажира.

Уже сегодня бизнес самостоятельно разрабатывает подобные решения. В частности, такие проекты в ряде регионов предлагают компании «Датапакс» и Сбер. Для создания единого цифрового пассажирского пространства важно обеспечить интеграцию этих и других подобных решений в рамках различных транспортных систем в городах и регионах.

«Существующие решения повышают прозрачность и управляемость перевозок, являются одним из ключевых инструментов для успешной реализации программы модернизации общественного транспорта. Я уверен, что важно не останавливаться на достигнутом и обеспечить не только удобство оказания самой услуги, но и совместимость отдельных региональных информационных систем на общественном пассажирском транспорте с учетом всех региональных льгот. Это позволит ощутимо сократить время пассажира в пути и сделает общественный транспорт гибким, предсказуемым и удобным», – отметил Дмитрий Баканов.

Реализации проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» был посвящен отдельный круглый стол, организованный Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика». В работе круглого стола приняла участие исполняющая обязанности директора дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Мария Висленева. Ей был адресован вопрос модератора – каким образом обеспечивается система управления льготами на транспорте на примере субсидирования авиаперевозок?

Спикер напомнила, что для обеспечения равного доступа на борт самолета жителям самых удаленных регионов России, людям с ограниченными возможностями или многодетным семьям, пенсионерам или детям, были разработаны социальные программы. В рамках таких программ льготным категориям граждан предоставляется возможность приобретать авиабилеты по специальным тарифам, которые значительно ниже обычных. Авиакомпаниям, допущенным к перевозкам пассажиров по льготным билетам, государство с помощью субсидий компенсирует часть затрат на такие перевозки.

В марте 2018 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации №215, в котором были установлены правила предоставления авиакомпаниям субсидий из федерального бюджета и объединены в единую систему разные программы субсидирования, в том числе перевозок по направлениям Дальнего Востока (в том числе внутри регионов), Крыма, Калининграда. А с января текущего года вступило в силу дополнение к Постановлению №215, которым пассажиру-льготнику дается право на оформление определенного количества билетов по субсидируемому тарифу.

Чтобы упростить пассажирам, имеющим право на льготы, доступ к авиаперелетам с учетом исполнения вышеупомянутого Постановления №215, а также организовать централизованный учёт и контроль предоставления субсидий, было принято решение создать цифровую платформу государственного уровня. Реализация этого проекта была поручена ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

По словам Марии Висленевой, в максимально сжатые сроки был разработан прототип портала, обладающего первоочередной функциональностью для поддержки продажи субсидированных билетов и соблюдения авиакомпаниями требований Постановления №215. Клиентами сервиса являются авиакомпании, осуществляющие перевозки по льготным тарифам, Министерство транспорта Российской Федерации и Росавиация. В первую очередь была реализована возможность контролировать баланс квоты на субсидированные перевозки на всех этапах – будь то продажа или возврат льготного билета. За 5 месяцев 2022 года с помощью сервиса авиакомпании смогли обработать данные по 900 тысячам проданных билетов по субсидированным тарифам, в 0,5% проценте случаев фиксировались отклонения от правил использования субсидий.

В процессе работы, отметила спикер, наметился огромный потенциал для развития данного сервиса. Стоит задача сделать более доступной саму процедуру продажи субсидированных авиаперевозок. В некоторых случаях пассажиры, которым крайне затруднительно передвигаться, вынуждены посещать офис авиакомпаний для приобретения субсидированного билета и подтверждения права на льготу (к примеру, маломобильные пассажиры или многодетные семьи). Чтобы упростить доступ таких пассажиров к перелетам, рассматривается возможность подтверждения льготы путем авторизации через ЕСИА. Также можно автоматизировать поступление информации по всем категориям льгот, к примеру, реализовать запрос по льготе во внешних ведомствах. И все это будет отображаться на портале и станет доступным гражданам.

Мария Висленева подчеркнула: важно сделать оформление субсидированного билета более простым и удобным для пассажира, с помощью развитой системы аналитики вводимых данных исключить возможные ошибки.