03.06.2022

Реализацию проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» обсудили участники конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Реализацию проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» обсудили участники конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

В Нижнем Новгороде состоялась VII ежегодная конференция «Цифровая индустрия промышленной России». «ЦИПР» является уникальной площадкой, где в диалоге власти, крупного бизнеса и IT-специалистов отбираются решения для дальнейшего масштабирования во всех отраслях экономики.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко совместно с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным осмотрел выставочную экспозицию конференции.

«В этом году “ЦИПР” проходит в условиях открытия новых возможностей. В диалоге представителей власти, ведущих отраслей промышленности, разработчиков и стартаперов возникнут важные решения, которые позволят исполнить поручение Президента: к 2025 году компании с госучастием должны перейти на российское ПО. Времени остаётся мало. Хорошая новость, что у нас уже есть компании в промышленности, которые полностью импортозаместились. И много тех, кто успешно проходит этот процесс. Но особенно хорошие результаты в ERP-системах, где до 80% решений – российские. Но есть направления, где сейчас необходимо сильно ускоряться и создавать технологическую независимость и суверенитет. “ЦИПР” даёт для этого уникальную возможность», – сказал Дмитрий Чернышенко.

В рамках «ЦИПР» состоялась панельная дискуссия «Цифровая трансформация на транспорте: российские решения и инициативы бизнеса». Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов в ходе панельной дискуссии отметил: «Цели цифровой трансформации на транспорте, определенные принятой Правительством России в конце прошлого года Стратегией до 2030 года, остаются неизменными. Мы ведем системную работу по 6 проектам и 3 ключевым инициативам, чтобы обеспечить повышение качества, надежности, безопасности и комфорта поездок людей и доставки грузов. Видим, что транспортные компании и ведущие цифровые экосистемы продолжают развивать сервисы, предлагая новые российские решения на замену сервисам, которые ушли. Важно, что темп работы не снижается».

Одной из инициатив в рамках Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли является «Зеленый цифровой коридор пассажира». Ее реализация позволит обеспечить любую поездку внутри России всеми видами транспорта без обязательного предъявления документов, использования наличных денег и с учетом всех имеющихся льгот у пассажира.

Уже сегодня бизнес самостоятельно разрабатывает подобные решения. В частности, такие проекты в ряде регионов предлагают компании «Датапакс» и Сбер. Для создания единого цифрового пассажирского пространства важно обеспечить интеграцию этих и других подобных решений в рамках различных транспортных систем в городах и регионах.

«Существующие решения повышают прозрачность и управляемость перевозок, являются одним из ключевых инструментов для успешной реализации программы модернизации общественного транспорта. Я уверен, что важно не останавливаться на достигнутом и обеспечить не только удобство оказания самой услуги, но и совместимость отдельных региональных информационных систем на общественном пассажирском транспорте с учетом всех региональных льгот. Это позволит ощутимо сократить время пассажира в пути и сделает общественный транспорт гибким, предсказуемым и удобным», – отметил Дмитрий Баканов.

Реализации проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» был посвящен отдельный круглый стол, организованный Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика». В работе круглого стола приняла участие исполняющая обязанности директора дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Мария Висленева. Ей был адресован вопрос модератора – каким образом обеспечивается система управления льготами на транспорте на примере субсидирования авиаперевозок?

Спикер напомнила, что для обеспечения равного доступа на борт самолета жителям самых удаленных регионов России, людям с ограниченными возможностями или многодетным семьям, пенсионерам или детям, были разработаны социальные программы. В рамках таких программ льготным категориям граждан предоставляется возможность приобретать авиабилеты по специальным тарифам, которые значительно ниже обычных. Авиакомпаниям, допущенным к перевозкам пассажиров по льготным билетам, государство с помощью субсидий компенсирует часть затрат на такие перевозки.

В марте 2018 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации №215, в котором были установлены правила предоставления авиакомпаниям субсидий из федерального бюджета и объединены в единую систему разные программы субсидирования, в том числе перевозок по направлениям Дальнего Востока (в том числе внутри регионов), Крыма, Калининграда. А с января текущего года вступило в силу дополнение к Постановлению №215, которым пассажиру-льготнику дается право на оформление определенного количества билетов по субсидируемому тарифу.

Чтобы упростить пассажирам, имеющим право на льготы, доступ к авиаперелетам с учетом исполнения вышеупомянутого Постановления №215, а также организовать централизованный учёт и контроль предоставления субсидий, было принято решение создать цифровую платформу государственного уровня. Реализация этого проекта была поручена ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

По словам Марии Висленевой, в максимально сжатые сроки был разработан прототип портала, обладающего первоочередной функциональностью для поддержки продажи субсидированных билетов и соблюдения авиакомпаниями требований Постановления №215. Клиентами сервиса являются авиакомпании, осуществляющие перевозки по льготным тарифам, Министерство транспорта Российской Федерации и Росавиация. В первую очередь была реализована возможность контролировать баланс квоты на субсидированные перевозки на всех этапах – будь то продажа или возврат льготного билета. За 5 месяцев 2022 года с помощью сервиса авиакомпании смогли обработать данные по 900 тысячам проданных билетов по субсидированным тарифам, в 0,5% проценте случаев фиксировались отклонения от правил использования субсидий.

В процессе работы, отметила спикер, наметился огромный потенциал для развития данного сервиса. Стоит задача сделать более доступной саму процедуру продажи субсидированных авиаперевозок. В некоторых случаях пассажиры, которым крайне затруднительно передвигаться, вынуждены посещать офис авиакомпаний для приобретения субсидированного билета и подтверждения права на льготу (к примеру, маломобильные пассажиры или многодетные семьи). Чтобы упростить доступ таких пассажиров к перелетам, рассматривается возможность подтверждения льготы путем авторизации через ЕСИА. Также можно автоматизировать поступление информации по всем категориям льгот, к примеру, реализовать запрос по льготе во внешних ведомствах. И все это будет отображаться на портале и станет доступным гражданам.

Мария Висленева подчеркнула: важно сделать оформление субсидированного билета более простым и удобным для пассажира, с помощью развитой системы аналитики вводимых данных исключить возможные ошибки.