На Форуме дорожных инициатив обсудили импортозамещение дорожной техники, программного обеспечения для управления дорожным движением и программного обеспечения, используемого в критических информационных система
02.06.2022

На Форуме дорожных инициатив обсудили импортозамещение дорожной техники, программного обеспечения для управления дорожным движением и программного обеспечения, используемого в критических информационных система

На Форуме дорожных инициатив обсудили импортозамещение дорожной техники, программного обеспечения для управления дорожным движением и программного обеспечения, используемого в критических информационных системах (КИИ)

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» выступило деловым партнером форума и представило свое видение решения обсуждаемых задач

Восьмой Форум дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», организатором которого выступает ГК «Автодор», состоялся в Сочи. Представители государства, бизнеса и экспертного сообщества в рамках пленарных дискуссий, тематических сессий и круглых столов обсудили импортозамещение и использование инновационных технологий в дорожном строительстве, а также внедрение современных интеллектуальных транспортных систем.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, выступая на форуме, отметил, что для обеспечения необходимых темпов дорожного строительства Правительство планирует утвердить пятилетний план с прогнозом до 2030 года, что позволит более гибко и оперативно реагировать на возникающие вызовы и эффективно использовать бюджетное финансирование.

Помощник Президента Игорь Левитин уделил особое внимание планам дорожного строительства в некоторых агломерациях для увеличения пропускной способности трасс. «Полёты в 11 российских аэропортов юга и центральной части России сейчас закрыты, в том числе и в Симферополь. Эта воздушная гавань в прошлом году обслужила 7 миллионов человек. Сейчас начинается сезон отпусков, и железнодорожный транспорт берёт на себя 2,5 миллиона пассажиров. Получается, что сейчас основная нагрузка по перевозке отдыхающих идёт на автомобильный транспорт. Учитывая это, нам необходимо "усиление" автомобильных дорог – возможно, даже увеличение полосности движения», – заявил он.

Председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко отметил, что за последние годы дорожные строители нарастили достаточно мощный потенциал инженерно-технического персонала, в их парке лучшая техника с высокой производительностью. В том числе это им позволило набрать высокие темпы работ. Сейчас дорожники строят одновременно несколько объектов, в общей сложности 1,5 тысячи километров скоростных дорог первой технической категории.

Вопросы импортозамещения дорожной техники и программного обеспечения поднимались практически на всех дискуссионных площадках форума. В частности, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации Государственной компании «Автодор» Виктория Эркенова сообщила, что спрос на инфотелекоммуникационное оборудование за четыре месяца этого года вырос на 30%. И российское производство, по ее мнению, сможет адаптировать необходимый объем оборудования для реализации проектов компании. Сегодня значительная часть аппаратно-программных решений, используемых в составе системы взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением на дорогах М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Нева», являются отечественными. Кроме того, политика импортозамещения госкомпании включает и развитие уникальных инновационных технологий. Примером такого решения является безостановочная система взимания платы «Свободный поток», реализованная на ЦКАД.

Также на форуме был поднят вопрос – что может противопоставить транспортный комплекс России, наши IT-специалисты, массированным атакам, развернутым в киберпространстве со стороны недружественных государств, и планам ведения против нас полномасштабной кибервойны?

Первый заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Дмитрий Смирнов, отвечая на этот вопрос, сказал, что одна из основных задач, стоящих сегодня перед транспортной отраслью – замещение зарубежного программного обеспечения, в том числе используемого и в критических информационных системах – так называемых КИИ, отечественными продуктами. Спикер сообщил, что на базе ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» приказом Министра транспорта России создан Отраслевой Центр компетенций по импортозамещению. Перед Центром поставлены такие первостепенные задачи, как вычленение, оперативная блокировка и замена иностранного программного обеспечения для критических сервисов, а также использование российских продуктов для отражения DDoS атак.

Также он напомнил, что подготовка к массированным кибератакам велась в нашей стране задолго до сегодняшних событий. В декабре 2014 года Президентом РФ В.В. Путиным была утверждена Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ – «ГосСОПКА». Ведомственные сегменты (центры) ГосСОПКА создаются органами государственной власти, а также организациями, осуществляющими лицензируемую деятельность в области защиты информации, действующими в интересах органов государственной власти. Такой организаций как раз и является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Ведомственный сегмент – ВС ГосСОПКА Минтранса России – является составной частью ГосСОПКА и создаётся с учётом особенностей информационных систем, находящихся в зоне ответственности Минтранса России.

Дмитрий Смирнов привел конкретный пример: с 13 мая со стороны недружественных нам стран резко усилились, координируемые в социальных сетях массовые DDoS атаки на публичные интернет-ресурсы российских авиакомпаний и аэропортов. В списке пострадавших предприятий оказались сайты около 30 организаций авиационной отрасли. Специалисты ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» предложили оперативную помощь и в итоге менее чем за сутки им удалось полностью решить проблемы недоступности сайтов для нескольких аэропортов Поволжья. В настоящее время Предприятие продолжает оказывать экстренное содействие предприятиям авиационной отрасли и намерено распространить эту практику на все сегменты транспортного комплекса.