В Москве состоялся Digital Aviation & Travel Forum, на котором профессиональное сообщество, представляющее две взаимосвязанные отрасли – авиаперевозки и тревел-индустрию – обсудили тему: «Воздушный транспорт: сверхновая реальность». Программа форума была сфокусирована на инновационных технологиях в гражданской авиации и трэвел-индустрии, а также конструктивном взаимодействии, которое поможет им адаптироваться к сложившейся геополитической и экономической обстановке и откроет возможности для будущего развития.
Специалисты ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» вошли в число участников мероприятия, среди которых были топ-менеджеры ведущих авиакомпаний и аэропортов, поставщики передовых продуктов, услуг и IT-решений, лидеры мнений в области страхования и лизинга, крупнейшие банки, производители авиатехники, представители органов государственной власти.
В ходе дискуссии обсуждали реализацию намеченных программ IT-трансформации аэропортов и авиакомпаний, изменения технологий дистрибуции, системы взаиморасчетов, говорили о том, какая роль отводится авиационному страхованию в условиях высокой турбулентности экономики, как выстраиваются новые отношения авиакомпаний и аэропортов, а также делились прогнозами рынка пассажирских перевозок.
Отдельной строкой на протяжении всего форума проходила тема импортозамещения. Первый заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Дмитрий Смирнов, говоря об импортозамещении информационных систем и сервисов авиационной отрасли как одной из основных задач цифровизации, отметил, что авиация – отрасль, изначально наиболее глубоко интегрированная в международные отраслевые сообщества и объединения.
Именно поэтому участники авиационной отрасли Российской Федерации были исторически ориентированы на применение иностранных проприетарных решений и сервисов. Среди используемых в авиационной отрасли информационных систем есть критичные решения, от которых в принципе зависит возможность выполнения авиаперевозок, и ряд из них не имеет отечественных аналогов.
Спикер подчеркнул, что цикл разработки программных продуктов, обеспечивающих критически важные бизнес-процессы в авиационной отрасли, занимает несколько лет, поэтому главная задача, которая стоит сегодня на повестке дня – сконцентрировать усилия, организовать работу в кратчайшие сроки, предотвращая при этом распыление ресурсов и дублирование.
По его мнению, требуется выработать четкую скоординированную программу приоритетного импортозамещения по каждой категории автоматизированных систем, создать отраслевые группы для конкретных бизнес-процессов для внедрения программных продуктов конкретного функционала, а также рассмотреть возможность формирования «сквозных проектов» с выводом на рынок продукции с гарантированным объемом ее потребления. При реализации данной задачи не нужно ориентироваться на существующие западные аналоги, при том что многие из них уже устарели, а применять самые современные цифровые технологии, например, искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей. А также максимальное задействовать существующие и разрабатываемые платформенные решения, такие как единая цифровая платформа «Гостех» или отраслевая Цифровая платформа транспортного комплекса.
Дмитрий Смирнов рассказал, что Приказом Министра транспорта РФ ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» назначен Отраслевым Центром компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли. Спикер отметил, что Центр может стать эффективным механизмом по вовлечению отрасли в реализацию мероприятий по импортозамещению и координации усилий в разработке и внедрении российских программных продуктов для авиационной отрасли при поддержке ведущих предприятий и российских разработчиков программного обеспечения и интеграторов.