ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» приняло участие в межотраслевой конференции «ИТС на автомобильных дорогах. Полигоны и тестовые зоны для создания безопасной транспортной среды»
Мероприятие, организаторами которого выступили ФАУ «РОСДОРНИИ» и ФГУП «НАМИ», состоялось на полигоне Центра испытаний НАМИ. На дискуссионной площадке собрались представители Правительства Российской Федерации, Минтранса России, Минпромторга России, ведущих отраслевых предприятий, ассоциаций и объединений, эксперты в области развития дорожной инфраструктуры и строительства.
Ключевой темой обсуждения стала работа по созданию специальной тестовой зоны интеллектуальных транспортных систем. В ходе конференции эксперты рассмотрели вопросы создания базовой инфраструктуры специальных тестовых эксплуатационных зон для обеспечения безопасности движения ВАТС и обсудили методы апробации таких технологий.
С приветственными словами к собравшимся обратились заместитель директора Департамента строительства Правительства Российской Федерации Григорий Волков, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Набоко, директор Центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин.
Модератор конференции, директор Академии ИТС в автомобильно-дорожном комплексе РУТ (МИИТ) Султан Жанказиев, задавая тон обсуждению, подчеркнул, что впервые объединились площадки двух министерств: пришло время, когда два вида инженерии – автомобильная, транспортная и дорожная наконец-то сошлись в дискуссии, поскольку заявленная тема требует быстрых прорывов.
Заместитель руководителя Департамента развития ИТС и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Игорь Евстигнеев, выступая с докладом на тему «Перспектива развития и внедрения кооперативных интеллектуальных транспортных (КИТС) систем в Российской Федерации», заявил, что будущее – за кооперацией: между машиной и машиной, между машиной и инфраструктурой, между инфраструктурой и человеком. Не важно, как трактовать это понятие, будущее – за плотным взаимодействием. Государство при этом может взять на себя координирующую роль для вовлечения в проекты заинтересованных сторон, а также оказывать поддержку научным исследованиям в области инфо-телекоммуникационных и смежных информационных технологий.
Заместитель генерального директора Концерна «Национальные телематические системы» Дмитрий Казаринов, говоря об архитектуре национальной платформы ИТС, отметил, что в плане интеллектуальных транспортных систем и ВАТС наша страна далеко не отстающая, у нас есть хороший задел с точки зрения технологий, методологий, и так далее. Те решения, которые уже внедряются у нас на дорогах, зачастую являются опережающими. В качестве примера спикер привел ЦКАД. По его мнению, необходимо синхронизировать все сегменты ИТС, и это под силу государству. Важно создать бесшовную удобную экосистему для всего транспортного комплекса.
Заместитель директора Дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Юрий Пахомов в ходе пленарного заседания выступил с докладом на тему «Требования по созданию и обеспечению информационной безопасности системы информационно-управляющего взаимодействия ВАТС». В числе факторов, которые влияют на ускорение цифровой трансформации транспортной отрасли, спикер выделил, во-первых, формирование международных цифровых транспортных коридоров для более экономичной перевозки грузов, что должно обеспечивать потребности бизнеса.
Другим фактором, который, по его мнению, сегодня наиболее актуален, является рост требований в области информационной безопасности перевозок, логистики, компонентов ИТС, систем управления и самих автомобилей.
Юрий Пахомов рассказал об основных направлениях работ по реализации программы «Беспилотные логистические коридоры»: создание и эксплуатация инфраструктуры для беспилотных автомобильных ВАТС; создание и эксплуатация беспилотных автомобильных ВАТС; строительство/модернизация полигонов для тестирования и сертификации ВАТС.
Спикер особо заострил внимание на вопросах разработки требований к инфраструктуре беспилотных транспортных коридоров в части оборудования беспроводной связи для обеспечения безопасного движения ВАТС, а также в части защиты информационного обмена. По его мнению, некоторые разработчики ПО для ВАТС и для управления ВАТС не до конца осознают, что запуск беспилотных ВАТС в эксплуатацию вне экспериментально-правового режима будет осуществлен только после выполнения всех требований руководящих документов в части защиты КИИ.
Особо было отмечено, что в целях формирования национальной независимости Российской Федерации, необходимо проработать вопросы перевода системы управления учетными данными безопасности для подключенных автомобилей, которая соответствует рекомендациям WP.29 ЕЭК ООН, в категорию доверенной среды на территории Российской Федерации, для чего, в том числе, следует предусмотреть внесение изменений в ряд международных документов, касающихся информационной безопасности ИТС.