ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» приняло участие в Национальном форуме информационной безопасности «Инфофорум-2022»
04.02.2022

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» приняло участие в Национальном форуме информационной безопасности «Инфофорум-2022»

В Москве прошел 24-й Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум 2022», который является одним из ключевых ежегодных ИТ-мероприятий в Российской Федерации. Наряду с про­филь­ными ве­домствами, ре­гуля­торами и за­коно­дате­лями мероприятие собрало многих представителей реального сектора экономики.

Замглавы Минцифры России Александр Шойтов в своем выступлении на пленарном заседании рассказал о ключевых результатах федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика». В частности, о том, что введен в эксплуатацию отраслевой центр Минцифры по отражению компьютерных атак — ГосСОПКА. Специалисты центра анализируют технологическую защищенность субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) и проверяют на уязвимости государственные информационные системы. Задача центра — усилить технологическую устойчивость, исключить вероятность взлома систем и утечек информации.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов считает реализацию системных мер по поддержанию информационной безопасности задачей любого современного государства. По его словам, приоритетом в России должна стать защита объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), для чего необходимо активизировать импортозамещение ПО и программно-аппаратных комплексов.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин обратил внимание участников форума на проблему защиты персональных данных. По его мнению, необходимо усилить меру ответственности за незаконную передачу и использование персональных данных, обрабатываемых в государственных информационных системах, а также разработать механизм быстрого реагирования на сообщения о таких утечках.

В рамках Инфофорума состоялась стратегическая сессия, посвященная безопасности искусственного интеллекта (ИИ), которая прошла при поддержке Минцифры России, ее модератором стал Александр Шойтов. Участники обсудили роль ИИ в развитии цифровой экономики, безопасность новых технологий и вопросы нормативного регулирования цифровой среды.

Директор Центра кибербезопасности ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Зеленый выступил на стратегической сессии с докладом на тему «Обеспечение информационной безопасности при использовании искусственного интеллекта на высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС)».

Спикер акцентировал внимание аудитории на то, что тема создания искусственного интеллекта для беспилотного транспорта (ВАТС) сегодня одна из самых актуальных в мире, так как считается, что за беспилотным транспортом – будущее. Поэтому разработкой беспилотников занимается большое количество крупнейших отечественных и международных корпораций.

В перспективе искусственный интеллект должен сделать ВАТС более безопасными, надежными, быстрыми, минимизировать вероятность дорожных происшествий. Для этого беспилотники должны знать свои маршруты, соблюдать ПДД, ориентироваться в окружающей обстановке, взаимодействовать с остальными участниками дорожного движения, а также с системами управления дорожного движения.

Как рассказал Сергей Зеленый, Минтрансом России совместно с другими регуляторами и экспертным сообществом разработан и утвержден комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования ВАТС без присутствия инженера-испытателя в салоне автомобиля. Комплекс мероприятий предусматривает опытную коммерческую эксплуатацию ВАТС в отдельных субъектах РФ. Реализация мероприятий позволит в период с 2021 года по 2024 годы создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС.

Согласно законопроекту о беспилотных транспортных средствах, участвовать в дорожном движении смогут беспилотные автомобили, прошедшие оценку соответствия требованиям безопасности, установленных специальным Техническим регламентом Таможенного союза. Также существует Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, в которой заложены определенные ориентиры для будущих критериев допуска ВАТС к участию в дорожном движении и установлены требования безопасности ВАТС.

Концепция включает в себя рекомендации в части требований по безопасному функционированию автоматизированных систем вождения, методов проверки параметров ВАТС, информационной безопасности, включая защиту от радиоэлектронного подавления и перехвата управления.

В условиях быстроменяющейся ситуации в области разработки управляющих ВАТС систем искусственного интеллекта вопрос ускорения процессов согласования и допуска ВАТС к испытаниям в реальных условиях становиться очень важным, подчеркнул спикер. Конкуренция на зарождающемся рынке ВАТС очень высока, но не менее высока цена ошибок систем искусственного интеллекта.

Можно ли сохранить высокую скорость разработки ВАТС и своевременное обеспечение их безопасности? Возможно ли одновременно удовлетворить требования государственных регуляторов по контролю за ВАТС и желание разработчиков ВАТС максимально быстро внедрять новейшие технологии и алгоритмы в системы искусственного интеллекта ВАТС? Отвечая на эти вопросы, докладчик подчеркивает – и можно, и нужно. Для этого всем участникам данной деятельности: государственным органам регулирования и контроля в сфере безопасности и транспорта, разработчикам ВАТС, экспертному сообществу, разработчикам средств информационной безопасности – необходимо объединиться и прийти к консенсусу, найти общие подходы к решению проблемы безопасности ВАТС и от ВАТС.

Так как системы управления ВАТС по своей сути являются автоматизированными информационными системами, к проблемам ВАТС необходимо привлекать и экспертное сообщество по информационной безопасности, которое уже сейчас способно предложить компромиссные решения и подходы для решения проблемы безопасности ВАТС и их систем управления на основе ИИ.

Специалисты по информационной безопасности давно и успешно решают аналогичные задачи, имеющие место быть для ВАТС: защита каналов связи, обнаружение и предотвращение вторжений, мониторинг и анализ инцидентов безопасности, защита и контроль технологических процессов.

Специалистам в области транспортной безопасности тоже есть что предложить для повышения безопасности ВАТС, например, в железнодорожной и авиационной транспортных сферах давно изучаются способы контроля и предотвращения недопустимых событий и управляющих воздействий в процессе эксплуатации сложной транспортной инфраструктуры.

По мнению спикера, сегодня, к сожалению, складывается впечатление, что у разработчиков беспилотников существует тенденция создать искусственный интеллект ВАТС полностью автономным, а это то же самое, что сделать его, что называется, эгоистом, мало способным эффективно управлять автомобилем в дорожном социуме – среди водителей-людей и пешеходов.

Кроме того, отмечает Сергей Зеленый, мир стоит на пороге появления цифрового социума – среды существования различных электронных устройств, способных «общаться» между собой, от личных смартфонов до датчиков дорожных знаков и дронов слежения, в которую искусственному интеллекту ВАТС тоже придется «вписаться».