23.11.2021
Цифровизация на транспорте
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» приняло участие в конференции, посвященной цифровым технологиям и нововведениям в нормотворчестве при организации автоперевозок
В рамках деловой программы XV Международного форума и выставки «Транспорт России» 18 ноября состоялась отраслевая конференция «Цифровые технологии в организации автоперевозок пассажиров и грузов. Нововведения законодательной системы при автоперевозках», организованная Агентством автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (ФБУ «Росавтотранс»).
С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Владимир Луговенко и генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Валерий Куликов.
Росавтотранс представил доклад на тему «Автоматизированная система
АС 220-ФЗ – интеллектуальный сервис организации транспортной сети межрегиональных и международных перевозок» о модернизации и расширении функционала системы, позволяющей осуществлять регистрацию межрегиональных маршрутов и остановочных пунктов в электронном виде. В 2021 году в ней появилась возможность взаимного электронного согласования расписаний между перевозчиками. Запланирована дальнейшая доработка, связанная с открытием личных кабинетов для возможности рассмотрения заявлений всеми участниками процесса – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов государственного транспортного контроля. Также была затронута тема предстоящего изменения процедуры регистрации международных маршрутов, для чего потребуется внесение изменений в федеральное законодательство, реализация организационных, технических и программных решений.
Также прозвучал доклад о ходе реализации базе ФБУ «Росавтотранс» пилотного проекта по внедрению тахографов нового поколения с функцией приема и передачи сигналов GSM/GPRS и технических устройств систем мониторинга состояния водителей.
Заместитель начальника договорно-правового отдела юридического департамента
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Дейкало осветил вопрос правового регулирования в ходе цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации. По его словам, дальнейшее развитие сферы применения цифровых решений в транспортной отрасли создает принципиально новые общественные отношения, требующие выработки новых подходов к данным явлениям и соответствующих изменений законодательства.
Вместе с тем, в силу причин как субъективного, так и объективного характера наблюдается эффект запаздывания законодательства. Во-первых, нахождение цифровых технологий на стыке различных отраслей вовлекает в нормотворческий процесс большое количество заинтересованных лиц, что увеличивает длительность согласительных процедур. Во-вторых, постоянно совершенствующимся технологиям необходимо обеспечить гибкость в правовом регулировании, что требует времени на прогноз эффекта применения технологий в будущем. В-третьих, должен сохраняться баланс интересов участников процессов внедрения таких технологий, в том числе интересов бизнеса, при достаточном уровне государственного контроля.
Для нивелирования эффекта запаздывания законодательства и обеспечения более устойчивой поддержки рассматриваемым процессам может быть использована процедура экспериментального правового режима, считает Сергей Дейкало. Кроме того, по его мнению, перспективным видится принятие нормативных правовых актов, на общем уровне описывающих и вводящих в правовой оборот новые явления в процессах цифровизации транспортной отрасли.
Директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации» (Ассоциация «ТАМА»), член Общественной палаты Москвы Норайр Блудян выступил с докладом «Цифровизация перевозок: единая интеллектуальная транспортная система агломераций». Он отметил, что в настоящее время транспортная система страны находится на глобальном изломе: переход от традиционной системы регулирования и организации перевозок пассажиров и грузов на цифровые технологии. Агломерационный транспорт является одним из важнейших мегаобъектов цифровизации и имеет свои специфические особенности, он должен развиваться в условиях следующих глобальных мегатрендов: технические и технологические особенности города будущего; агломерационное планирование и развитие в общей системе городского развития.
О реализации проекта СБЕРТРОЙКА в регионах России, его преимуществах и предлагаемых решениях для межрегиональных маршрутов рассказала Елена Колесникова – директор по развитию региональных проектов ООО «СберТройка».