Министерство транспорта приступило к реализации стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, получившей одобрение Правительства РФ и высокую заинтересованность и поддержку со стороны бизнес-сообщества. В течение месяца ведомство подготовит финансово-экономическое обоснование и совместно с Минфином России сформирует предложения об источниках финансирования проектов. На площадке ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) совместно с ведущими отраслевыми и ИТ-компаниями Минтранс проработает дорожные карты по всем стратегическим направлениям.
Отраслевая стратегия цифровой трансформации разработана в соответствии с поручением Президента России. Документ был утвержден протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, прошел обсуждение на площадке Совета Федерации. Стратегия включает шесть ключевых инициатив министерства: «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации», «Цифровизация для транспортной безопасности», «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры». Реализация стратегии строится на приоритетном использовании отечественного программного обеспечения и массовом применении технологии искусственного интеллекта.
К 2030 году комплекс инициатив министерства обеспечит коммерческое использование беспилотников на всех видах транспорта для перевозки пассажиров и грузов. При этом товары между Азией и Европой через Россию будут доставлять отечественные и иностранные автономные грузовики. Помимо увеличения скорости перевозок, снижения стоимости транспортно-логистических услуг реализация стратегии позволит на 8% снизить количество погибших в ДТП за счет использования беспилотных автомобилей.
Оформление грузоперевозок в цифровом виде и технологическая бесшовность процедур на границах увеличат объем транзита через страны ЕАЭС в 10 раз. Количество часов на прохождение контрольных мероприятий железнодорожными и автоперевозчиками на погранпереходах снизится более чем на 90%. Пассажиры к этому времени получат цифровые профили, забудут о необходимости бумажных документов, смогут при помощи биометрии оплачивать проезд и быстро проходить досмотры в аэропортах и на вокзалах. Почти на четверть сократится время ожидания городского общественного транспорта, скорость перемещения пассажиров в котором возрастет на 37%. При этом в зоне действия региональных сервисов построения оптимального маршрута поездки (MaaS, Mobility-as-a-Service) на треть снизится доля жителей, которые сегодня предпочитают использовать личный автомобиль.
Безопасность, надежность и непрерывность функционирования всех объектов транспортной инфраструктуры будут контролироваться с помощью «цифровых двойников», для моделирования транспортных потоков будут использоваться технологии искусственного интеллекта.
«Для нас ключевые стратегические цели документа строятся на повышении безопасности транспортного комплекса, комфорта и удовлетворенности каждого пассажира услугами, а также на снижении логистического неравенства для граждан и бизнеса». – подчеркнул заместитель министра транспорта России Кирилл Богданов. – Стратегия для нас – это только первый шаг, ключевая роль – за реализацией проработанных направлений и инициатив. Как и при подготовке документа, дальше мы будем идти в плотной связке с Минцифры России и другими ведомствами, нашим центром компетенций – ассоциацией ЦТЛ, ведущими транспортными и ИТ-компаниями». По словам замминистра, уже сформированы рабочие группы по беспилотным логистическим коридорам – запуску автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева», по беспилотным воздушным судам и автономным железнодорожным перевозкам.
К разработке стратегии были привлечены руководители и эксперты более 200 предприятий различных отраслей. За последние три месяца было проведено свыше 80 обсуждений и стратегических сессий в онлайн и оффлайн-формате. Для подготовки документа на базе ассоциации ЦТЛ сформирован управляющий комитет, который продолжит работу по реализации проектов стратегии.