В Москве прошел ежегодный международный форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта». Мероприятие собрало свыше 450 участников из числа представителей федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, заказчиков и поставщиков решений в области внедрения интеллектуальных транспортных систем и цифровых технологий на транспорте.
Ключевыми вопросами для обсуждения на форуме стали реализация национальных и федеральных проектов, внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации, международное сотрудничество и потенциал в сфере технологического партнерства, эффективные отечественные практики применения технологий искусственного интеллекта в сфере транспорта и дорожной деятельности, информационная безопасность, роль науки и образования в развитии интеллектуальных систем и транспорта в целом, вопросы кадрового обеспечения отрасли.
В своем приветственном слове участникам пленарного заседания председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров оценил успехи, достигнутые ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» за десять лет работы, и обратил внимание на некоторые направления, требующие пристального внимания профессионалов отрасли.
«На сегодняшний день Ассоциация стала серьезным центром компетенций по сбору и анализу мнений, формированию предложений по технической политике для федеральных органов исполнительной власти, которые к ним прислушиваются. За эти годы мы прошли колоссальный путь с точки зрения создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем в стране, хотя и остается целый ряд вопросов, которые требуют дальнейшего осмысления и действий», – отметил Николай Быстров.
Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской Экономической Комиссии Арзыбек Кожошев поблагодарил ассоциацию «Цифровая Эра Транспорта» за сотрудничество и отметил ее роль в работе по созданию единого транспортного пространства на Евразийском континенте. Он выразил надежду на расширение международного сотрудничества, которое позволит повысить эффективность и безопасность трансграничных перевозок и создать новые транспортные коридоры.
«На полях форума мы уже подписали дорожную карту международного обмена опытом и гармонизации правовой базы между участниками Евразийской Экономической Комиссии. Главная задача ЕЭК – создание единого транспортного пространства, для этого мы обеспечиваем взаимодействие транспортного контроля на границах, создаем механизмы технического взаимодействия и информационного обмена. Проекты по этим направлениям будут реализованы до конца года. Среди наших приоритетов - обеспечение взаимодействия ИТС на трансграничном пространстве и синхронизация на уровне нормативно правовой базы для обеспечения бесшовной транспортировки грузов через границы», – подчеркнул Арзыбек Кожошев.
Председатель Общественного Совета Министерства транспорта Российской Федерации Татьяна Горовая подробно остановилась на теме взаимодействия государственных органов власти и экспертного сообщества. Она отметила высокие темпы развития транспортной инфраструктуры с технологической точки зрения, сделавшие привычными многие инструменты, казавшиеся делом далекого будущего. Кроме того, она призвала обратить внимание на важность стандартизации и выработки единых подходов для повышения эффективности интеллектуальных транспортных систем, а также обозначила важность комплексного подхода в отрасли.
«В рамках нацпроекта «Транспорт» производится анализ эффективности принимаемых мер в конкретных цифровых показателях. Например, экономия 1 минуты на маршруте грузовика приносит 20 р. прироста национального ВВП в год. К сожалению, когда мы прогнозируем перспективы развития транспортных коридоров, на нижнем уровне данные не идеальны. Поэтому нашей задачей является обеспечение совместимости всей поступающей информации. ГИС «Транспортно-экономический баланс» позволит комплексно рассматривать вопросы, смотреть как грузовая и пассажирская система виляют друг на друга, где нужны глобальные изменения, а где достаточно точечных мер», – отметила Татьяна Горовая.
Член комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Сергей Еремин отметил необходимость широкого взгляда на внедрение ИТС с учетом выбора глобальной тактики современного развития городов. Он указал на неизбежность внедрения систем искусственного интеллекта и новые области их применения в том числе в рамках ИТС.
«Экологичность стала новым направлением в развитии ИТС. В условиях укрупнения городов управление городским транспортом и развитием в целом уже невозможно. Мы должны создавать системы поддержки принятия решений, многие функции в которых будет выполнять искусственный интеллект, и одной из важных задач станет минимизация экологической нагрузки транспорта на окружающую среду», – прокомментировал Сергей Еремин.
Научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин поддержал тему фундаментального осмысления процессов, идущих в транспортной отрасли. Он обратил внимание собравшихся на те изменения, которые уже произошли и еще ожидают общество в будущем, а также на вызовы, которые эксперты и профессионалы должны преодолевать.
«Мы стоим на пороге настоящей революции во взаимоотношении «автомобили-дороги-деньги». Дорожный фонд в привычном нам виде был создан в начале XX века, и механизмы его финансирования были в основном заложены в налоги на бензин. Но с современным развитием транспорта: газомоторных, гибридных и электрических машин структура расходов и доходов значительно изменилась: грузовик потребляет в семь раз больше топлива, чем легковой автомобиль и при этом наносит в двадцать раз больше вреда дороге. В результате возникла система «сколько еду, столько плачу», когда выплаты в дорожный фонд взимаются пропорционально реальному пройденному пути с учетом конкретного маршрута и транспортного средства. И если раньше создание такой системы было научным вызовом, то теперь стало рутинной задачей, которая требует политического решения. Его принятие будет отвечать интересам городов, регионов и самих граждан, а за собой повлечет постепенный перевод огромного транспортного хозяйства в область бизнеса», – поделился своим видением Михаил Блинкин.
Важной темой стала цифровизация на транспорте. Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов сравнил проникновение систем электронного документооборота в отдельных сферах отрасли и подчеркнул важность конструктивной позиции органов власти, которая обеспечивает эффективный переход к новым моделям взаимодействия.
«Сейчас в грузоперевозках происходит интенсивный рост применения электронных документов, подобный тому, что произошло на пассажирском транспорте с введением систем электронных билетов. Количество электронных документов, использованных на грузовом транспорте, за прошедший год выросло в 10 раз. Первоначально это были транспортные накладные и путевые листы, а сейчас, например, можно подать электронную заявку на пересечение границы, чтобы не терять время в очереди на пропускном пункте. Несмотря на то, что сейчас законодательная база во многом носит рекомендательный характер, внедрение идет весьма быстро, а к 2030 году 90% транспортных документов должны стать электронными», – очертил перспективы Илья Перевалов.
Директор Центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Половников отметил, что в 2024 году в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» в российских регионах продолжаются мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем. Впервые по нацпроекту с этого года «умные системы» начнут внедрять в Приморском крае, Смоленской и Курганской областях, Республике Северная Осетия – Алания, а также в городе федерального значения Севастополь.
Спикер подчеркнул, что с учетом достаточного активного развития региональных Интеллектуальных Транспортных систем, очень важным является необходимость решения вопросов информационной безопасности. Данные вопросы в принципе, с учетом текущего момента, являются важными для всех информационных систем, имеющим отношение к государственным информационным системам и объектам критической информационной инфраструктуры. А с учетом активного развития регионов, роста межрегиональных перевозок, вопросы защиты информационных систем приобретают приоритетный характер.
По словам Сергея Половникова, в процессе выполнения требований ФЗ-187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», Указа Президента №250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», хочется отметить достаточно активную работу следующих регионов: Республика Башкортостан, Самарская область, Нижегородская область, Ленинградская область, Омская область, Пензенская область и Мурманская область.
Генеральный директор ООО «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов поднял тему «умных» дорог и подключенного транспорта, который не только становится новой реальностью, но и открывает новые рыночные ниши для готовых к развитию компаний.
«Умные дороги и подключенный транспорт – два направления, которые, с одной стороны, развиваются параллельно и самостоятельно, но с другой стороны - мы связываем эти две технологии с помощью цифровых двойников дорог. Сегодня мы находимся на стадии, когда у дороги есть собственный интеллект, и мы работаем, чтобы дорога передавала эту информацию машине. Машина, в свою очередь, становится источником огромного количество данных, которое она генерирует и может передавать. В мировом масштабе счет подключенных машин идет на сотни миллионов, и к 2030-му году объем мирового рынка автомобильных данных достигнет показателей в сотни миллиардов долларов», – прокомментировал Дмитрий Казаринов.
Модератор пленарного заседания президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Александр Сёмкин, подводя итоги дискуссии, обратил внимание собравшихся на задачи, которые стоят перед участниками отрасли, и ключевые вызовы, на которые им предстоит ответить как в ближайшем будущем, так и в перспективе. Вместе с тем он отметил масштабы проделанной работы и выразил надежду на дальнейшее развитие.
«Сегодня мы продемонстрировали лишь небольшую часть достижений, которые представлены в рамках форума. И сейчас, и во время встречи с представителями ЕЭК в нашем Центре компетенций мы пытались донести, что на сегодняшний день российская промышленность и российский бизнес не просто конкурентоспособны с точки зрения технических подсистем и программных продуктов, но в ряде направлений движутся опережающими темпами по сравнению с решениями, представленными на глобальном рынке. В рамках нашего соглашения и обсуждений мы готовы провести пилотное внедрение российских достижений в одном из государств-участников ЕЭК, и считаем, что это можно сделать в сжатые сроки, потому что российские компании от 5 до 10 лет занимаются практическим внедрением ИТС и наработали значительный опыт в этой области», – подвел итог Александр Сёмкин.
В процессе работы форума в рамках отдельных сессий было проанализировано развитие интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации и оценены лучшие отечественные решения и технологии ИТС России.
Форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России» проходит уже 9-й раз и является ключевым отраслевым событием в сфере развития ИТС. Помимо деловых форматов, в рамках форума традиционно работала выставка передовых решений, отечественного оборудования и программного обеспечения. В четвертый раз в рамках мероприятия прошла церемония награждения лауреатов премии журнала «Интеллектуальные транспортные системы России» за достижения в области развития цифровых технологий на транспорте.
Важнейшая тема кадрового обеспечения отрасли не только обсуждалась на сессиях делового формата, но и получила традиционное практическое воплощение в виде защиты проектов IT-чемпионата «Цифровая Эра Транспорта» в сфере цифровизации транспортной отрасли и ИТС среди учащихся высших учебных заведений Российской Федерации и школьников. В ней приняли участие победители первого и второго этапа ИТ-чемпионата в 2024 году, а также лучшие команды-участники 2022-2023 годов и 5 школьных команд.
Форум прошел при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы РФ, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ФГБУ «СИЦ Минтранса России», ФАУ «РОСДОРНИИ», компаний СофтТелематика, X·OLOGIE S, МИНИМАКС-94, РЕД СОФТ, Светодиоды России, ТрансФлоу, НПО «Прибор» ГАНК», Траффикдэйта, Софтлоджик, РОСДОРТЕХ, КлеверПарк, Группа Т-1, Кластер ГЛОНАСС К-57.