25.06.2024

Больше технологий и больше вопросов: в Москве обсудили, как цифровые технологии приживаются на транспорте

В Москве состоялась конференция «Цифровизация на транспорте», организованная редакцией РЖД-Партнер. Участники рынка грузоперевозок, общественных организаций и отраслевые эксперты собрались, чтобы обсудить введение цифровых решений и электронного документооборота на транспорте – от железных дорог до морского и речного транспорта.

Среди вопросов, поднятых спикерами и участниками конференции, были: электронное взаимодействие на мультимодальных маршрутах, обмен сопровождающими перевозки документами в электронном виде, перспективы внедрения Национальной цифровой транспортно-логистической платформы, взаимодействие железнодорожного перевозчика и операторов морских терминалов, переход на российское программное обеспечение в транспортной отрасли и защита от хакерских атак, оформление электронного морского коносамента, совершенствование управления движением на сети РЖД: ДМЗИ, СКПП и так далее.

Сразу несколько спикеров конференции отметили, что к автоматизации процессов нужно подходить основательно, то есть рассчитывать заранее эффекты и риски от применения «цифры». На таком подходе настаивает заведующая кафедрой «Экономика, организация производства и менеджмент», заместитель директора по науке ИЭФ РУТ (МИИТ) Ольга Ефимова. Но при этом транспорт России все равно ждет глобальная глобальная цифровизация. Она, а также переход в Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу, которую сегодня разрабатывают в РФ, позволит нарастить объемы перевозок грузов, а также повысить скорость доставки, рассказала на конференции Светлана Воронцова, первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция».

О том, что электронное взаимодействие между различными видами транспорта на сегодняшний день оставляет желать лучшего, в своем выступлении заявила эксперт, представитель Фонда развития несырьевого и неэнергетического сектора Софья Каткова. О проблеме она рассказала на примере Северного завоза. По мнению эксперта, Северный завоз как индикатор электронного взаимодействия видов транспорта показал, что этого взаимодействия нет.

«Количество хакерских атак на объекты критической инфраструктуры растет, осуществлять их на порядок проще», – заявил на конференции директор Центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Половников. – «В первую очередь это связано с программами-шифровальщиками, с применением искусственного интеллекта для хакерских атак. В текущей ситуации в России [чаще происходят] целевые атаки на конкретные объекты инфраструктуры, в том числе на объекты транспортной критической инфраструктуры. То, что по всем объектам транспорта есть требование по импортозамещению, открывает нишу для целевых атак, с учетом тех уязвимостей в отечественном ПО, которые на настоящий момент еще существуют».
Порог входа для хакерских атак низкий, так как много процессов автоматизировано, отметил эксперт. Что делать для защиты? Сергей Половников предложил обратиться к базовым принципам: использовать эффективные технические средства защиты, не использовать простые пароли, контролировать безопасность информационных систем, уделять внимание пользователям. «Порядка 85% успеха хакерских атак, по нашим оценкам, связаны с человеческим фактором», – пояснил эксперт.
В ходе разговора о переходе на отечественное ПО локальное решение для транспортной отрасли представил технический директор компании INTACT Илья Зубаревич – он рассказал о возможностях обеспечения связью подвижных объектов, в том числе грузового и пассажирского железнодорожного транспорта, через решение QMesh – условно его можно назвать отечественным вай-фай (в обоих, например, используются одинаковые разрешенные частоты).

Источник: https://www.rzd-partner.ru/