24.06.2024

Перспективы внедрения электронного документооборота на транспорте обсудили в Новосибирске

Особенности и преимущества перехода на электронный документооборот на транспорте, примеры успешного внедрения, а также перспективы этого направления обсудили на сессии «Практика применения электронных перевозочных документов в программных продуктах 1С», прошедшей в рамках Международного Сибирского транспортного форума в Новосибирске.

Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов рассказал о создании, внедрении и развитии Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), разработчиком которой является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а оператором – Минтранс России.

Сейчас посредством ГИС ЭПД обрабатываются шесть видов электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте, к системе подключены 11 операторов ЭДО, которые выступают связующим звеном между участниками перевозки и государственной информационной системой.

По словам спикера, ГИС ЭПД постоянно развивается: расширяется перечень оформляемых в электронном виде перевозочных документов, добавляется новый функционал, происходит интеграция с другими информационными системами, в том числе для верификации данных.

При активной поддержке Минтранса России в 2023 и 2024 годах Предприятие совместно с лидерами соответствующих отраслей реализует пилотные проекты, нацеленные на развитие цифровизации на транспорте, связанные с внедрением электронных перевозочных документов в смешанных перевозках на железнодорожном транспорте, с процессами перевозки алкогольной и табачной продукции, с международными автоперевозками.

Илья Перевалов подчеркнул, что внедрение электронных перевозочных документов прежде всего связано с созданием нормативно-правовой базы. Недостаточно организовать процесс технически – необходимо, чтобы электронный документ был всеми признан, были отлажены процедуры обмена и принятия необходимой информации. Общими усилиями Минтранса России, Федеральной Налоговой Службы, АЦТЛ с представителями бизнеса было сделано многое для того, чтобы Федеральными законами № 294-ФЗ от 10.07.2023 и № 28-ФЗ от 26.02.2024 были внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта, а также разработаны иные подзаконные акты. Ожидаются изменения в Устав железнодорожного транспорта и Воздушный кодекс Российской Федерации.

Цель, поставленная Министром транспорта Российской Федерации – все перевозочные документы к 2035 году должны быть электронными. Поэтому в дальнейшем развитии ГИС ЭПД необходимо ориентироваться именно на эту задачу, считает спикер. Тем более, к этому есть хорошие предпосылки: если на конец 2023 года количество оформленных в ГИС ЭПД документов составляло один миллион, то на текущий момент их число возросло до нескольких миллионов и динамика указывает на дальнейшее ускорение роста их объема.

Отдельно Илья Перевалов упомянул о бесплатном цифровом сервисе резервирования даты и времени пересечения государственной границы Российской Федерации для грузовых автоперевозчиков, оператором которого является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Ожидается, что сервис, внедренный сейчас на трех пунктах пропуска государственной границы Российской Федерации, с 1 сентября 2024 года начнет работать и с использованием ГИС ЭПД.

Административный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Наталья Соболева подробно остановилась на аспектах работы Ассоциации. В частности, она рассказала о том, что совместно с компанией «Калуга-Астрал» Ассоциация ведет работу по содействию внедрению электронных путевых листов на общественном транспорте, а также созданию национальной транспортно-логистической платформы «ГосЛог», базисом для которой служит ГИС ЭПД. «В прошлом году был запущен целый ряд пилотных проектов по переходу на электронные путевые листы. Это Тверь, Новосибирск, Тула, Ярославль, Пермь и целый ряд других регионов», – сказала она.

По словам Натальи Соболевой внедрение электронного документооборота в каждом конкретном регионе, на каждом отдельном предприятии сопряжено со множеством нюансов и особенностей, которые требуют индивидуального подхода. «Несмотря на то, что обязательности использования электронных перевозочных документов пока нет, сам процесс достаточно долгий и требующий изменения многих бизнес-процессов в компании, поэтому начинать этот переход нужно как можно раньше. Переходить нужно сейчас. Это не пустой лозунг – в этом есть практический смысл».

Транспортных предприятий очень много, процессы у всех разные, уровень и характер автоматизации тоже, напомнила она: «Наша совместная с «Калугой Астрал» работа как раз и направлена на то, чтобы переход был максимально плавный и комфортный».

Директор направления ЭПД ГК «Астрал» Антон Шевченко напомнил о преимуществах перехода на электронные перевозочные документы, и, прежде всего, о том, что это юридически значимый обмен данными, а значит – ускоряется не только информационное взаимодействие между контрагентами, но и платежи могут проходить быстрее. По его словам, обратная связь от сотрудников предприятий, которые проводят пилотные запуски, помогает компании разобраться в тонкостях текущей организации процессов в отдельных сферах, улучшить свой продукт, и в ряде случаев – предлагать изменения в нормативную базу на рассмотрение Рабочей группы на базе АЦТЛ.