Это первый из цикла онлайн-семинаров для участников транспортно-логистического рынка Российской Федерации (автомобильные грузоперевозчики, грузоотправители), а также представителей региональных органов исполнительной власти, независимых экспертов и отраслевых ассоциаций, посвященных вопросам функционирования системы электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска для пересечения госграницы России грузовым автомобильным транспортом (СРВ).
С 1 сентября 2023 года в трех автомобильных пунктах пропуска России – в Забайкальске на границе с Китаем, Бугристом на границе с Казахстаном и в Чернышевском на границе с Литвой, заработал бесплатный цифровой сервис резервирования даты и времени пересечения границы – электронная очередь. Проект по внедрению цифрового сервиса реализован Минтрансом России и ФГКУ Росгранстрой. Оператором сервиса выступает подведомственное Минтрансу России ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Созданная единая система бронирования очереди позволила обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда и ликвидировать многокилометровые «живые» очереди на границе.
Благодаря цифровизации очереди повысилась прогнозируемость сроков доставки грузов, что повлияло на снижение расходов транспортных компаний, связанные с потерей времени в очередях.
Модератором первого семинара стал Дмитрий Дунаев – первый заместитель генерального директора ООО «ЗИТ.ЦИ» (дочернее общество ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»).
В качестве спикеров выступили: Константин Мороз – начальник управления информационных технологий ФГКУ Росгранстрой, Павел Кошкин – руководитель Департамента организации перевозок АСМАП, Дмитрий Барабанщиков – директор Центра развития специальных проектов ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», Павел Мирошниченко – генеральный директор ООО «ЗИТ.ЦИ».
В своих докладах они подробно рассказали предысторию создания электронной очереди, осветили этапы реализации проекта, формирования нормативно-правовой базы, проанализировали возникшие в ходе этих процессов проблемы и представили их решения на примере АПП Забайкальск, провели разбор ошибок, которые допускают пользователи при регистрации транспортных средств в системе, озвучили перспективы ее развития.
Константин Мороз отметил, что основной целью внедрения электронной очереди было исключение скопления транспортных средств перед пунктом пропуска, и данная цель достигнута в стопроцентном объёме. Кроме того, полностью исключены риски незаконного предпринимательства из-за значительного ежедневного резерва. Внедрение электронной очереди позволило управлять нагрузкой на пункт пропуска. Также спикер сообщил, что с 1 сентября 2024 года резервирование даты и времени проезда будет осуществляться с использованием государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Это повысит надежности работы системы и улучшит процесс автоматизации процесса регистрации.
Павел Кошкин подчеркнул, что, учитывая важность обеспечения стабильных автомобильных перевозок на китайском направлении, АСМАП с первого дня функционирования электронной очереди на АПП Забайкальск уделяет этому вопросу повышенное внимание. АСМАП отмечает позитивную динамику в части обращений пользователей системы: в последнее время негативных отзывов не поступает, в отличие от первых месяцев работы, когда все процессы только отлаживались.
Дмитрий Барабанщиков рассказал о работе первой линии технической поддержки, созданной ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» для пользователей сервиса. Также он подчеркнул, что в 2024 году система стала более открытой, пользователям стали доступны новые бесплатные информационные услуги: колл-центр, автоинформатор, методическое сопровождение, в рамках которого организован в том числе данный цикл семинаров.
Павел Мирошниченко привел статистику работы АПП Забайкальск с использованием электронной очереди. За период с 1 сентября 2023 года по 30 апреля 2024 года было подано 56 194 заявки на проезд грузовых транспортных средств; 81,2% – российские транспортные средства, 18,8% – иностранные; пользователям доступны 12 слотов для бронирования очереди в час. Также он призвал пользователей совместно сделать систему лучше, а для этого: соблюдать правила ее использования; не делать бронирование очереди «впрок»; отменять или переносить заявки на бронирование, если нет возможности приехать; направлять на рассмотрение пожелания по улучшению системы.
В ходе семинара спикеры ответили на многочисленные вопросы участников, которые касались как текущей работы системы, так и ближайших планов ее развития.
Даты проведения следующих семинаров:
14 августа 2024 года – функционирование системы на примере автомобильного пункта пропуска через государственную границу РФ ЧЕРНЫШЕВСКОЕ (Калининградская область)
04 ноября 2024 года – функционирование системы на примере автомобильного пункта пропуска через государственную границу РФ БУГРИСТОЕ (Челябинская область)