На Международной выставке-форуме «Россия» прошел демо-день «ИЦК на транспорте: от импортозамещения к высокотехнологичному экспорту». Представители четырех индустриальных центров компетенций и исполнители проектов по импортозамещению в ИТ сфере на транспорте презентовали свои реальные достижения за прошедшие два года и обозначили планы на ближайшее будущее.
Открывая мероприятие, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова заявила, что чуть менее двух лет назад Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин предложил подход к решению острейшей на тот момент проблемы импортозамещения, поручив создать в каждой отрасли индустриальные центры компетенции, задача которых – в сжатые сроки заместить ушедшие из России иностранные решения, а далее поддерживать импортонезависимость в критических направлениях.
«В транспортной отрасли были сформированы 4 ИЦК, которые реализуют 18 проектов. В рамках отраслевого комитета «Транспорт» реализуются проекты на общую сумму в 19,1 миллиарда рублей. Все проекты создаются за счет собственных средств компаний. Суммарно заказчиками решений выступают 36 компаний. На сегодняшний день завершено выполнение половины проектов, оставшиеся будут завершены в 2024 и 2025 годах», – рассказала она.
Заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич рассказал о проектах ИЦК «Авиационный транспорт».
«У нас в работе в настоящее время четыре проекта, два из них фактически завершены. Объем инвестиций, который вложил в них «Аэрофлот», составляет больше десяти миллиардов рублей. И мы продолжаем работу с нашими поставщиками даже с точки зрения тех проектов, которые уже завершены, для их улучшения. Один из проектов – создание системы технического обслуживания и ремонтов в нашей российской системе на базе отечественных компонентов. Кроме того, мы внедряем отечественную систему бронирования билетов «Леонардо»», – отметил Антон Мацкевич.
Генеральный директор подведомственного Минтрансу России ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов выступил в числе докладчиков авиационного блока сессии. Он рассказал о российской информационной системе «Авиационная сервисная платформа» (АСП). АСП была разработана ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» при поддержке Минтранса России и совместно с ПАО «Аэрофлот», как опорным заказчиком, под эгидой Индустриального Центра Компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений – ИЦК «Авиационный транспорт».
АСП позволяет передавать авиационные сообщения между участниками авиаотрасли, исключая трансграничную передачу данных при осуществлении рейсов внутри Российской Федерации. До недавнего времени информационный обмен по всем рейсам, включая внутренние, осуществляли зарубежные сети SITA и ARINC, но они не смогли гарантировать устойчивый сервис в условиях санкций.
АСП – это уникальный проект, реализованный в рамках импортозамещения решений зарубежных сетей. Система позволяет передавать информацию о внутренних перелетах по независимым каналам без излишней промежуточной отправки её на серверы, находящиеся за границей Российской Федерации, как это было у иностранных провайдеров. Все сообщения передаются по защищенным каналам, что обеспечивает защиту персональных данных.
В своем выступлении Илья Перевалов отметил, что на данный момент решение использует 56 российских аэропортов, 17 российских авиакомпаний, 4 зарубежных аэропорта и 19 зарубежных авиакомпаний. С момента запуска обработано более 80 млн сообщений, и этот показатель демонстрирует постоянный рост. Платформа вызывает интерес у иностранных авиакомпаний и авиационных властей. В общей сложности авиапредприятия из 12 стран подключены к системе, в том числе из Китая, Израиля, ОАЭ, Турции, Сирии и Марокко.
По словам Ильи Перевалова, в текущем году планируется расширение возможностей системы. В частности, Авиационная сервисная платформа станет существенной частью основы для наземной сети отечественной системы связи «Борт-Земля», которая замещает аналогичные системы иностранных поставщиков, обеспечив тем самым доступный способ получения данных с бортов воздушных судов при полетах над территорией Российской Федерации.
Заместитель генерального директора по вопросам цифровой трансформации ОАО «РЖД» Евгений Чаркин в своем выступлении подчеркнул особенность ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика»: «Наш ИЦК уникален тем, что все компании, входящие в него, не похожи друг на друга. Для нас это и вызов, и возможность добиться таких решений, которые были бы универсальны и подходили не только для нашей индустрии, но и для наших коллег в отрасли».
Он рассказал в ходе презентации, что в настоящий момент в первой волне – восемь значимых проектов, два из которых полностью завершены: это система нового поколения по перевозке грузов ЭТРАН и единая модель данных перевозочного процесса, которая ежедневно обрабатывает два с половиной миллиона событий в сети. Также активно ведется работа над системой нового поколения по продаже билетов «Экспресс».
Заместитель генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Сергей Симонов рассказал о ИЦК «Морской и речной транспорт»:
«ИЦК «Морской и речной транспорт» объединяет одиннадцать предприятий отрасли. Но получилось так, что основную роль играет Росморпорт. Мы являемся стратегическим предприятием и владельцами объектов прибрежной портовой инфраструктуры: маяки, акватории и флот, который насчитывает 254 судна. Основные усилия нашего предприятия в рамках ИЦК были направлены на замещение зарубежного программного обеспечения, которое стоит в системах управления движения судов. Мы уже успешно реализовали наш первый проект импортозамещения этого программного обеспечения, заменив на российскую программу от компании Sitronics».
Заместитель генерального директора по информационным технологиям Международного аэропорта «Шереметьево» Кирилл Алифанов в ходе мероприятия рассказал, что у компании нет цели заниматься продажей разработанных решений: «Шереметьево возглавляет ИЦК «Аэропорты». И те решения, которые там разрабатываются, внедряются в большом количестве. Представленная нами система поиска багажа, которая была разработана компанией «Аэропорты регионов», стоит уже в 54 аэропортах и обслуживает большой поток багажа. Система универсального доступа к стойкам регистрации ARCute, которая заменила иностранные аналоги, тоже работает в десятках точек».
Также в рамках демо-дня прошла сессия «ИЦК: универсальный кроссиндустриальный механизм», где собравшимся прочитали доклады о применении решений на основе искусственного интеллекта в транспортной отрасли, создании экосистемы индустриальных программно-аппаратных комплексов и другие.
Кроме того, состоялась питчинг-сессия стартапов «На пути в будущее», где рассказали о системах самостоятельной регистрации багажа, предотвращения столкновений для карьерного транспорта и оптимизации беспроводного покрытия сетей 5G на базе антенных систем и ретрансляторов.