Коллегия прошла под председательством Министра транспорта Виталия Савельева. Глава Минтранса выступил с докладом «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2023 год, целях и задачах на 2024 год и плановый период до 2026 года».
Виталий Савельев заявил, что транспортная отрасль успешно справилась с беспрецедентными внешними вызовами и поступательно двигается вперед. «Поставленные Президентом и Правительством задачи по развороту логистических потоков, обеспечению транспортной мобильности населения и переходу отрасли на отечественные решения выполняются. Мы продолжаем модернизацию транспортного комплекса в интересах граждан, бизнеса, национальной экономики и государства», – подчеркнул Министр.
Виталий Савельев, в частности, отметил, что в фокусе внимания работы Минтранса России находится цифровизация транспортного комплекса. Министр транспорта сообщил, что с 2023 года к ГИС электронных перевозочных документов подключается крупный бизнес и организации. Доступно шесть массовых электронных перевозочных документов автомобильного транспорта. Уже в 83 регионах России компании успешно формируют электронные перевозочные документы. С 1 октября начался эксперимент по стыковке ГИС ЭПД с железнодорожным ЭТРАНом, что является важным этапом оформления перевозок несколькими видами транспорта.
По словам Виталия Савельева, после отключения российских авиаперевозчиков от услуг компании SITA под эгидой Индустриальных центров компетенции по замещению импортного со́фта ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Минтранса России разработан отечественный продукт «Авиационная сервисная платформа». К настоящему времени система используется в промышленном режиме 12 российскими авиакомпаниями и 13 иностранными перевозчиками из Китая, Катара, Израиля, Марокко, Эфиопии, ОАЭ и Узбекистана. Также к системе подключены 56 аэропортов России, 1 аэропорт Турции и 1 аэропорт Армении.
Говоря о пунктах пропуска через государственную границу, Виталий Савельев сообщил, что в 2023 году были выполнены мероприятия по комплексной модернизации, техническому оснащению и оборудованию 75 пунктов пропуска при плановом значении – 73. Пропускная способность пунктов пропуска на приоритетных участках государственной границы увеличилась на 2800 грузовых транспортных средств и на 14 пар поездов в сутки. Министр отметил, что реализованный комплекс мер позволил сократить время на оформление грузов и пересечение государственной границы Российской Федерации. Именно такая задача поставлена Президентом России
в Послании Федеральному Собранию. В 2024 году планируется проведение мероприятий более чем в 80 пунктах пропуска.
Комментируя итоговое заседание коллегии, генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов сказал: «Коллектив нашего предприятия благодарен, что Министром транспорта и другими участниками коллегии были отмечены проекты, реализованные нами, либо при нашем активном участии. Хотел бы отметить, что ГИС ЭПД, разработчиком которой мы являемся, имеет широкие возможности для развития – в перспективе еще 25 видов документов на транспорте будут переведены в электронный вид, и этот процесс поступательно охватит все виды транспорта».
Что касается информационной системы «Авиационная сервисная платформа» (АСП), которая была разработана ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в крайне сжатые сроки при поддержке Минтранса России и совместно с ПАО «Аэрофлот», как опорным заказчиком, под эгидой ИЦК «Авиационный транспорт», ее востребованность, по словам Ильи Перевалова, с каждым днем возрастает. Об этом говорит, в первую очередь, постоянно растущий объем передаваемой по ней информации – если в 2022 году система обработала и доставила порядка трех миллионов авиационных сообщений, то в 2023 году их количество перешагнуло 64 миллиона. А в марте 2024 года этот показатель превысил 71 миллион сообщений. Кроме того, наземная сеть АСП выбрана основой для создания отечественной системы связи борт-земля-борт, которая заменит аналогичную импортную систему и должна обеспечить доступный способ передачи данных при передвижениях воздушных судов над территорией нашей страны.
Илья Перевалов также напомнил, что ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» выступает оператором бесплатного цифрового сервиса резервирования даты и времени пересечения границы – электронной очереди, которая была внедрена на трех автомобильных пунктах пропуска страны – в Забайкальске на границе с Китаем, Бугристом на границе с Казахстаном и в Чернышевском на границе между Калининградской областью и Литвой. Проект по внедрению цифрового сервиса реализован Минтрансом России и ФГКУ Росгранстрой.
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» совместно со своей дочерней компанией ООО «ЗИТ.ЦИ» осуществляет техническую поддержку аппаратной инфраструктуры системы, включая видеокамеры, которые считывают и распознают номера подъезжающих автомобилей, шлагбаумы, экраны, серверы, а также обеспечивает эксплуатацию и техническую поддержку интернет-порталов, которые обеспечивают выполнение процессов планирования времени прохождения автотранспорта через государственную границу.
Руководители ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и ООО «ЗИТ.ЦИ» в составе делегации Минтранса России, возглавляемой Министром транспорта, на днях посетили автомобильный пункт пропуска Забайкальск. По итогам рабочего визита было отмечено, что в 2023 году фактический пропуск транспорта через данный АПП вырос почти в два раза в результате перехода на круглосуточный режим работы, снятию режима «перецепки», внедрению системы электронной очереди.