30.01.2024

Горячая линия по вопросам импортозамещения ПО на транспорте продолжает свою работу

На горячую линию по методической поддержке процессов импортозамещения программного обеспечения организаций транспортной отрасли, открытую на базе отраслевого центра компетенций ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», за год работы поступило более 2100 звонков из всех регионов России.

Горячая линия была организована в рамках выполнения поручения Минтранса России в декабре 2022 года и работает с 9:00 до 18:00 по московскому времени. В ее работе принимают участие все сотрудники отраслевого центра компетенций (ОЦК). Они оказывают методическую помощь по следующим вопросам:

– какими нормативными документами руководствоваться при решении вопросов импортозамещения ПО;

– как составить план импортозамещения ПО для организации;

– к какому сроку необходимо заместить иностранное ПО;

– какими должны быть показатели эффективности перехода (по классам ПО);

– что делать, если не удается достичь показателей эффективности перехода;

– с чего начинать категорирование объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ);

– как создать комиссию по категорированию объектов КИИ;

– где взять шаблоны документов по категорированию объектов КИИ;

– что относится к программно-аппаратным комплексам.

По результатам обращений организаций транспортной отрасли на горячую линию определяются дальнейшие шаги по решению проблемных вопросов. ОЦК предоставляет шаблоны и образцы необходимых документов, консультирует по сложным ситуациям, связанным с формированием бюджетов на импортозамещение и техническим вопросам реализации проектов перехода на отечественное ПО или отечественное оборудование.

Сотрудники ОЦК ведут свою, в том числе неформальную статистику звонков: так, самыми «ранними пташками» в прошедшем году оказались коллеги из Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а самый поздний звонок поступил из аэропорта Шереметьево; наиболее активными абонентами стали представители Крымской железной дороги и Санкт-Петербургского метрополитена.

В 2024 году ожидается увеличение количества обращений на горячую линию, о чем свидетельствует и возросший поток звонков в январе, поскольку число организаций- субъектов КИИ и число объектов КИИ транспортной отрасли увеличивается в среднем на 7-8% каждый квартал.

***

Отраслевой центр компетенций по импортозамещению программного обеспечения в транспортной отрасли (ОЦК) действует на базе ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» с марта 2022 года в соответствии с приказом Минтранса России.

Организации транспортной отрасли в соответствии с требованиями законодательства готовят и утверждают планы по переходу на использование отечественного программного обеспечения. Организации, в структуре которых есть значимые объекты КИИ, должны осуществить переход на российское программное обеспечение до 1 января 2025 года.

ОЦК осуществляет всестороннюю поддержку этого процесса: проводит методическую работу по вопросам импортозамещения и категорирования объектов КИИ, организует при поддержке Минтранса России семинары с регионами и региональными предприятиями. В центре организована горячая линия по телефону и электронной почте для поддержки специалистов, отвечающих на местах за вопросы импортозамещения. Данная работа, в том числе, позволяет за счет обмена опытом ускорять выполнение планов, в особенности среди небольших предприятий.