Форум организован Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации. На мероприятии были представлены цифровые тренды отрасли, новые решения и бизнес-модели цифровой трансформации.
В формате деловой сессии МТС, прошедшей рамках форума, состоялась дискуссия на тему «Цифровая экосистема для транспортной отрасли в пассажирском транспорте и интеллектуальная трансформация агломераций».
Участники обсудили цифровые сервисы для логистики в регионах, созданные, в том числе, с использованием искусственного интеллекта, развитие цифровой инфраструктуры пассажирского транспорта, включая применение цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры. Также говорили про оптимизацию транспортно-логистических операций в условиях доверенной среды: как интеграция digital-решений улучшает работу транспорта и повышает его привлекательность в глазах пассажиров, какое влияние оказывает телеком-индустрия на цифровую повестку транспортного комплекса и повышение комфортности услуги (Mobility-as-a-service).
Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов рассказал о планах по развитию Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), разработчиком которой является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», и подчеркнул, что в вопросах внедрения ЭПД и связанных с этим процессов, транспортный комплекс находится в самом начале большого пути.
Также спикер отметил, что ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», являясь системным интегратором, занимаемся не только разработкой государственных систем, но и коммерческими проектами. Он поделился информацией о системе «ОПТУРАН», которую предприятие готовит к выводу на рынок в следующем году. Это система подготовки планов работы водителей общественного транспорта с точки зрения справедливого и оптимального формирования их графика. На данный момент ведутся насколько пилотных проектов по внедрению системы в разных регионах.
Участники партнерской сессии «Электронные перевозочные документы: внедрять, нельзя ждать», организатором которой выступила ГК «Астрал», обсудили перспективы развития ЭДО на транспорте, путь, который проходит документ от пользователя к Государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и обратно. Говорили о планах по интеграции ГИС ЭПД с железнодорожными и морскими информационными системами, о переходе на работу с электронным путевым листом компаний с большим парком, о том, почему грузоотправители и перевозчики отказываются от бумаги и переходят на работу с электронной транспортной накладной.
Коммерческий директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Алексей Колодка отметил, что в настоящий момент ГИС ЭПД принимает 6 электронных перевозочных документов автомобильного транспорта, наиболее востребованные из которых – транспортная накладная (ЭТРН) и путевой лист (ЭПЛ). В планах развития уже нормативно закреплен переход на электронные документы на водном транспорте. В электронный вид переведут 6 документов (2 документа морского транспорта и 4 внутреннего водного). Также прорабатываются вопросы упрощения оформления смешанной и мультимодальной перевозки, упрощения информационного обмена при международных перевозках, повышения прозрачности грузоперевозок.
По словам спикера, команда ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», будучи разработчиком системы, на постоянной основе вовлечена в процессы ее внедрения и методологической поддержки участников перевозок.
На сессии «Кибербезопасность и искусственный интеллект: транспорт, инфраструктура, информационные системы» участники обсудили современные и возможные в будущем угрозы кибербезопасности в транспортной отрасли; подходы к обеспечению кибербезопасности при разработке, сертификации и эксплуатации подключенных, высокоавтоматизированных и полностью беспилотных транспортных средств, цифровых систем объектов транспортной инфраструктуры; формирование системы механизмов решения вопросов обеспечения кибербезопасности в транспортной отрасли.
Директор Центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Сергей Половников рассказал, что основными точками проникновения злоумышленников в инфраструктуру организация являются внешние веб-приложения, фишинг и утечка данных сотрудников компаний.
Типовые нарушения в организациях: несоблюдение требований парольной политики, излишне высокое доверие к подрядным организациям, незнание реальной информационной инфраструктуры, недостаточная численность персонала, занимающегося вопросами информационной безопасности, отсутствие контроля за действиями администраторов систем.
Спикер представил те направления, в которых ведется работа по обеспечению кибербезопасности на транспорте, в частности, рассказал о создании ведомственного центра Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), создании отраслевого центра компетенций в области обеспечения информационной безопасности.
Также в рамках форума ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и Ассоциация по развитию цифровых технологий транспорта «Цифровая Эра Транспорта» подписали соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов и исполнительный директор Ассоциации «Цифровая эра транспорта» Дмитрий Ольховиков.
Предметом соглашения является сотрудничество и взаимодействие сторон в процессе развития цифровых технологий транспортной отрасли, в научно-образовательной, инновационной и других сферах деятельности.
Среди основных направлений взаимодействия – подготовка и реализация программ и приоритетных проектов по созданию и развитию интеллектуальных транспортных систем; выработка подходов, технической архитектуры и технологических решений в сфере цифровых технологий транспорта с целью повышения мобильности, уровня безопасности дорожного движения и оптимизации работы транспортного комплекса Российской Федерации; анализ результатов внедрения цифровых технологий в транспортной отрасли, в том числе интеллектуальных транспортных систем.
Подведомственное Минтрансу России ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и Ассоциация «Цифровая эра транспорта» также намерены разрабатывать и реализовывать совместные образовательные программы, направленные на удовлетворение потребностей региональных управлений и ведомств в соответствующих специалистах, повышение квалификации работников.